Все новости

Земля в опасности. Чего ждать от Марии Шараповой

28 апреля 2013, 20:32

Итак, грех сравнивать Шарапову с Надалем, конечно, но кое-какие параллели просятся сами собой. В прошлом году Мария выиграла на красном грунте все, проиграла только на синем грунте в Мадриде, как и Надаль. И теперь ей, как и Надалю, предстоит два месяца отстаивать свои грунтовые позиции. И начала Маша даже лучше – Рафа в финале Монте-Карло проиграл, а Мария первый грунтовый титул защитила. Конечно, в финале ей противостоял не Джокович, в юбке, но все же и не последний и в женском туре, и на грунте человек – Ли На пятая ракетка мира и последняя чемпионка «Ролан Гарроса» в дошараповскую, скажем так, эпоху. Говорю и самой не верится – дошараповская эпоха на грунте. Сказано, может, и громковато, но свой смысл в такой формулировке есть. А был ли кто-нибудь, кто мог такой смысл помыслить еще года четыре назад?

История Шараповой и грунта – яркая иллюстрация к тезису «от любви до ненависти один шаг». Только в нашем случае от ненависти до любви.

В прошлой жизни грунт для Шараповой был способом – 1) размяться перед «Ролан Гарросом», 2) отчитаться перед WTA, участвуя в обязательных турнирах, 3) подзаработать. Она б, может, и на «Ролан Гаррос» плюнула, если бы это был не турнир «Большого шлема». В лучшем случае за два месяца перед Парижем Маша играла два турнира уровня Премьер (2004, 2005). Бывало, что между Майами и «Ролан Гарросом» не играла вообще ничего (2006). Бывало, что приезжала только на мелкий разогрев, возможно, за отдельную плату от организаторов – Стамбул-2007, Варшава-2009, Страсбург-2010. В 2008 у нее, по всей видимости, был договор на участие с американскими турнирами на зеленой глине (Амелия-Айленд, Чарльстон). В общем, у Маши и грунта было как в той песне –

Я твой транзитный пассажир,

Меня увы никто не ждал,

Ты был транзитный мой вокзал.

Но времена изменились. И я вовсе не из вредности поставила эту фотографию с падением. Мне кажется, на полном серьезе, что это падение в полуфинале турнира в Риме в 2011-м году было точкой входа в некий портал, через который Маша вышла в свою новую жизнь. Это символ, зуб даю. А с ног ее сбило из-за турбулентности.

Превращение Маши в грунтовую приму произошло довольно быстро, но все же не в один момент. В 2011-м она еще играла по старой схеме – два Премьера перед «Ролан Гарросом», но была уже куда успешней чем раньше. Ранний проигрыш Цибулковой в Мадриде, наверное, еще отсылает нас к прошлой жизни. А следом в Риме Маша завоевала титул, и пусть это было не совсем триумфально – Виктория Азаренко снялась по ходу четвертьфинального матча – но вполне убедительно. А на «Ролан Гарросе» Шарапова выиграла бы титул с вероятностью процентов 99,9%, если бы не великолепная вдохновенная игра Ли На в полуфинале. В общем, игра на грунте у Марии сложилась еще тогда (и это можно и нужно считать следствием начала работы с Томасом Хогстедтом), просто этой игре еще не хватало блеска. Блеск пришел в 2012-м, а вместе с ним пришли и блестящие результаты.

Как бы почувствовав расположение грунта к себе, Мария сделала ответный шаг навстречу и увеличила соревновательную нагрузку в этот период. 2012-й стал первым сезоном, в котором Шарапова до «Ролан Гарроса» сыграла аж три грунтовых турнира. И в этом сезоне она намерена повторить, снова пройти маршрут Штутгарт – Мадрид – Рим. Играть в Штутгарте необязательно – Серена и Виктория, например, не играют. Но для Маши теперь обязательно, она же теперь посол Порше, титульного спонсора турнира. Интересно, когда назрел этот контракт – до победы Шараповой в Штутгарте в прошлом году или после. Впрочем, неважно, важно, что теперь в ее расписании до «Ролан Гарроса» гарантировано будет три грунтовых турнира. Даже будь оно так без контракта, ход ее мыслей был бы понятен – если у тебя на каком-то покрытии получается, стало получаться хорошо, грех не воспользоваться этим с целью набора очков, игровой практики и уверенности. А с контрактом это вообще  – и вкусно, и полезно. «Я была обязана победить Ли На, потому что она представляет Мерседес». И этот контракт, как и добротный дубль в Штутгарте, определенно символ, «залог свиданья верного с тобой», Маши с грунтом то есть, ее с ним если не любви, то явной обоюдной симпатии.

Поскольку с грунтом, это уже очевидно, было не на одну ночь, можно ожидать, что и в этом сезоне при отсутствии форс-мажоров Шарапова добьется на грунте в целом высоких результатов. Это как бы уже по умолчанию. Ну и на этом параллели с Надалем уже кончаются. Грунт для Марии все-таки не настолько родственное покрытие как для Рафы, он буквально рожден для него, она – нет, и поэтому не имеет настолько явного преимущества и в гораздо большей степени зависит от обстоятельств. Поэтому вопрос Шараповой и грунта в этом сезоне можно поставить так – будет ли снова блеск? Будет ли повторение прошлогоднего «9 из 10»? Сможет ли она еще больше укрепить свой грунтовый имидж? Начала Маша вроде за здравие – титул несмотря на отсутствие лучшей игры. Но это только начало.

В третий раз подряд выиграть турнир в Риме, обязательный турнир с куда более представительным составом, это уже серьезней, но все-таки главное – «Ролан Гаррос». Стремиться, прямо скажем, есть к чему. Марии еще ни разу не удавалось защитить звание чемпионки на турнире «Большого шлема». Если это удастся сделать в Париже, это будет очень круто – во-первых, новая карьерная веха, во-вторых, очередное доказательство любви со стороны грунта. А еще выход на принципиально новый уровень. Выиграть два «Ролан Гарроса» подряд за последние дцать лет удавалось только Жюстин Энен, Штеффи Граф и Монике Селеш. То, что грунт это ее судьба, стало ясно еще в прошлом сезоне, но насколько это судьба станет ясно только в этом. На это укажут знаки. Такие, как титул в Париже, например. Или вот еще – если Маше суждено все-таки обыграть Серену Уильямс еще хотя бы раз, может быть, обстоятельства сложатся в ее пользу именно на грунте? Дома же и стены вроде как помогают.

Фото: REUTERS/Michael Dalder , Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Brunskill/Julian Finney