Все новости

Оксана Баюл: «Змиевская, Петренко и Джозеф Лемир украли у меня миллионы долларов»

5 марта 2015, 19:30
18

Замужество, ночные клубы, борщ

- Раньше вы говорили, что никому не доверяете и никого не подпускаете слишком близко. Время вас не изменило?

– В целом, я человек недоверчивый. Это может быть трудно понять, но когда ты знаменита на весь мир, большинство людей приходят в твою жизнь не просто так. Либо у них плохие намерения, либо они стараются использовать тебя, чтобы добиться своих собственных целей с помощью твоего имени. Например, когда они говорят, что знают меня лично. А я теперь не хочу, чтобы мною пользовались. Я уже не девочка в розовых очках, а зрелая и опытная женщина.

- Во всех соцсетях и данных электронной почты вы фигурируете как Оксана Баюл-Фарина. Но информации о вашем замужестве нигде не найти.

– Я никогда не признавала этого публично. Но да, я очень счастлива замужем за добрым, любящим человеком, который поддерживает и уважает меня. Более того, мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Мой муж Карло Фарина – международный итальянско-американский бизнесмен, инвестор и продюсер. При этом он абсолютно непубличный человек.

- Как теперь выглядит ваш распорядок дня?

– Встаю рано утром, ложусь поздно вечером. Провожу деловые встречи с моей бизнес-командой, тренируюсь. Часто путешествую по работе, поддерживаю несколько организаций, которые занимаются благотворительностью и искусством. Ну и стараюсь полноценно отдыхать и заниматься семьей. Борщ, например, готовлю, потому что его можно сделать быстро.

- Когда вы в последний раз посещали ночные клубы?

– Я часть мира шоу-бизнеса, поэтому премьеры, презентации и запуски проектов с моим участием проходят в ночных клубах. Но хотя во мне есть страсть к танцам и развлечениям, я не часто там бываю.

Ложь, телевидение, Майдан

- Ваши отношения с журналистами складывались сложно. За последние годы ничего не изменилось?

– На сегодняшний день так называемых «отношений» с журналистами у меня нет вообще. Большинство просьб об интервью я отклоняю. Я начала понимать, что большинство СМИ пишут обо мне, моей личной жизни и моей карьере в основном ложь – или в лучшем случае сильно искаженную версию правды. Зачастую я на это вообще не реагирую, но иногда чувствую, что отдельно взятое СМИ зашло слишком далеко, и обращаюсь с ним соответствующим образом.

Такова американская пресса: в США журналисты особенно любят осуждать вас и наслаждаются, поливая вас грязью. Со мной это началось давно и, видимо, будет продолжаться. Например, здесь очень любят писать плохо о судебных процессах, которые я начала. Так можно сделать сенсационный заголовок. Тем не менее, когда я выигрываю свои суды в Америке, они в основном молчат.

Кстати, с тех пор как пару лет назад начались судебные разбирательства, самые известные спортивные журналисты полностью перестали писать обо мне. Сейчас им пришлось бы признать, что почти все, что они написали обо мне в крупнейших газетах, было полной чушью и абсолютной неправдой.

Когда-то я была девушкой-подростком, которая не могла ни читать, ни писать, ни говорить по-английски. Цитаты, которые они мне приписывали, выглядели шокирующими. Хотя я, конечно, отдаю себе отчет в том, что я не единственная знаменитость, с которой они так поступили.

Например, в феврале прошлого года я поддалась на уговоры создателей американского телешоу Entertainment Tonight. Я согласилась на интервью при одном условии: мне гарантировали, что дадут возможность затронуть тему Украины и прокомментировать олимпийский турнир фигуристок в Сочи-2014. В итоге мне не передали материал, вырезали аудиофрагменты из интервью и создали классический телеобраз хорошей-плохой девочки – такой, какой им выгодно в тот момент. Иными словами, просто использовали Оксану Баюл, чтобы привлечь большую зрительскую аудиторию. То есть позвали меня как «Королеву Льда», преподносили это в качестве эксклюзивного интервью со мной, а затем пустили в эфир мусор, который частично отредактировали – без единого моего слова о Майдане.

Петренко, Змиевская, 12 миллионов

- С Виктором Петренко и Галиной Змиевской контактируете?

– Я уволила Змиевскую с должности моего тренера в 1997 году, и мы не общались до конца 2012-го, когда я и моя команда случайно обнаружили, что она украла десятки миллионов долларов моих заработков. Я о них даже не знала, потому что она говорила мне о них неправду.

- Вы понимаете, что для украинцев эти слова звучат шокирующе?

– Я еще не закончила. Со всей ответственностью заявляю, что Змиевская украла мои деньги вместе с Виктором Петренко, его женой – Галининой дочерью Ниной, а также бизнес-менеджером Галины – Джозефом Лемиром.

- А можно подробнее?

– Змиевская привезла меня в США маленькой 15-летней девочкой. Я должна была здесь кататься в шоу Тома Коллинза и тренироваться, а в итоге Галина сказала мне, что я должна остаться в Америке. И поставила самому крупному агентству талантов в мире William Morris условие: они становятся моими агентами только в том случае, если подпишут и Виктора Петренко. И что он должен фигурировать в любых проектах с моим участием. Естественно, агенты на это согласились, потому что они хотели представлять именно меня. А затем Галина и Виктор привлекли к сотрудничеству с William Morris Джозефа Лемира, который работал в Украине в бизнес-агентстве UFG (Украинская финансовая группа). Впоследствии вся эта троица, включая дочь Галины и жену Виктора – Нину Петренко, основали компанию Olympic Champions Ltd, с помощью которой крали мои деньги.

- Каким образом?

– Например, продюсеры звонят в William Morris и предлагают Оксане Баюл участие в популярных телешоу. Агенты и Галина озвучивают мне это предложение и сумму гонорара в 50 тысяч долларов. А недавно я узнала, что на самом деле по контракту я должна была заработать миллион… Галина, Виктор и Джозеф делали дела и подписывали контракты, используя мое имя, а деньги технично отсылали на счет компании Olympic Champions Ltd с помощью моих агентов и тех, кто им помогал воровать мои деньги. При этом, как вы понимаете, Галина не имела опекунских прав на меня. В 1997-м, когда я прекратила сотрудничать со Змиевской, в William Morris мне посоветовали работать с бизнес-менеджерами, которые и заведовали моими делами в течение последующих пятнадцати лет.

- Глаза на эти вещи вам открыл ваш муж?

– Можно сказать и так. Мы с Карло познакомились еще до моего приезда в Украину – весной 2010 года. А когда я вернулась в Америку, я поняла, что это – мой человек, и он как опытный бизнесмен начал задавать мне резонные вопросы, на которые я не могла ответить… Бизнес-менеджеры четких ответов на них также не давали. Правда открылась лишь тогда, когда мы получили все документы.

Мы также обнаружили, что Джозеф Лемир – американский бизнесмен-адвокат, переехавший в Украину в 1990-х, без моего ведома использует мое имя в своих интересах в течение последних двадцати лет. Многие государственные учреждения были уверены, что это я судилась с ними все эти годы, хотя я впервые об этом слышу. В 1998-м и в 2006-м Лемир подал иски к украинскому государству в Международный арбитражный суд в Париже по поводу финансовых компенсаций за «Гала-Радио», салоны красоты OksanaBaiul и объекты недвижимости, говоря о серьезном материальном ущербе, который нанесла ему Украина, не позволявшая расширять бизнес. В итоге, в глазах своей родной страны я выглядела как злодей. Удивительно, что украинское правительство наняло адвокатов для защиты и при этом никогда не связывалось со мной лично. Один из адвокатов, защищавших права государства в деле против Лемира в арбитражном суде, сказал мне, что Джозеф представлял себя моим партнером и прикрывался моим именем на всех деловых переговорах.

А Виктор Петренко до сих пор является партнером Лемира во всех этих махинациях. За последний год правительство выплатило Джозефу Лемиру около 12 миллионов долларов, а ранее – выдало недвижимость, диапазон волн «Гала-Радио», а также патент на открытие салонов красоты Оксаны Баюл, думая, что отдали все это мне. Мы подали на Петренко и Лемира в суд. Теперь они быстро продают все свое имущество на Украине, чтобы выжать максимум средств.

Украина – моя родная страна, я остаюсь ее гражданкой и первой олимпийской чемпионкой в ее истории. Мне противно, что эти люди сделали такое из собственной жадности. В особенности, учитывая то, что эти 12 миллионов, заплаченные правительством, могли помочь детям и пенсионерам, которые нуждаются в этих деньгах и заслужили их тем, что всю жизнь, не покладая рук, работали ради Украины.

- Это были близкие вам люди?

– Наша близость очень относительна. Серьезные разногласия у нас с Галиной обострились с ростом моей известности и в связи с различиями творческих взглядов – например, мы не могли сойтись в выборе музыки для моих программ. И я еще в 1997 году решила расстаться с ней и, честно говоря, все эти годы не планировала возобновлять общение.

Что же касается Виктора, то нас разделяет огромная разница в возрасте (восемь с половиной лет – прим. Tribuna.com), и, по большому счету, мы никогда не были друзьями. Мимолетные разговоры – да. Долгое тесное общение – нет.

Мне рассказали, какие истории в последние годы они распространяли в СМИ о моих первых шагах. Мол, Виктор поддерживал меня материально, познакомил меня с Галиной и попросил ее стать моим тренером, покупал мне коньки, платья и так далее. Но все это тоже ложь. Долгое время я жила в государственном общежитии на катке, и все мои расходы и питание были оплачены из бюджета Украины. В 1993 году после чемпионата Европы, где я была второй после Сурии Бонали, Галина взяла меня жить в свою двухкомнатную квартиру по улице Водопроводная – в доме номер 13 между тюрьмой и кладбищем, но через полтора месяца я выиграла чемпионат мира и заработала призовые деньги, с помощью которых обеспечивала себя до отъезда в Америку.

Я не была знакома с Петренко до 1993 года, к тому времени я уже была чемпионкой мира. А в США приехала, чтобы в этом качестве стать «хэдлайнером» тура Тома Коллинза в 1993-м, тогда я и познакомилась с Виктором в Лас-Вегасе. Петренко и Змиевская решили, что Виктор будет выступать со мной на показательных выступлениях Олимпийских игр-1994, и после моей победы в Лиллехаммере Галина поручила ему сопровождать меня в качестве переводчика на интервью и крупных мероприятиях. Никаких отношений помимо этого у нас не было, не говоря уже о дружбе.

Бубка, бабушка, университет

- В 2010-м вы приехали в Украину, курсировали между Киевом, Одессой и Днепропетровском. Что из этого получилось?

– Представители украинской федерации попросили меня приехать на родину, поступить в Национальный педагогический университет имени Драгоманова и получить специализацию тренера. Сказали, что все вопросы улажены федерацией. Я прилетела из США, но, откровенно говоря, мне не уделили должного внимания. В итоге все свои расходы я оплачивала сама. Я пробыла в Украине более четырех месяцев, посетила клубы фигурного катания в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Львове, Мариуполе, Донецке и Запорожье. Общалась со студентами, давала мастер-классы, раздавала интервью.

- Планы по популяризации фигурного катания у вас были обширные. Удалось ли обсудить их с кем-то из руководителей украинского спорта?

– Я несколько раз ходила заручиться поддержкой в НОК Украины, но в расписании Сергея Бубки не нашлось 15 минут для встречи со мной. Но уже после того, как я уехала в Америку, через днепропетровский СК «Метеор» мне пришла «Почесна подяка» от НОК Украины, подписанная Бубкой. Таким образом меня отблагодарили за вклад в развитие олимпийского движения в стране.

А вот встретиться с несколькими мэрами мне удалось. Ну и, конечно, я проведала свою бабушку. Ей уже за 80, сейчас она уже не встает, но, слава Богу, есть человек, который за ней ухаживает.

- Расскажите подробнее о вашей учебе в вузе. Сколько она вообще продлилась?

– Меня туда позвала генеральный секретарь федерации Ирина Медведева (по совместительству доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Университета имени Драгоманова – прим. Tribuna.com). Мне сказали, что все уже улажено «за кулисами». Это звучало странно, но я доверилась тому, что мне сказали. Тем не менее, уже на втором семестре я подала заявление об отчислении, но ректор так и не ответил.

- Почему вы решили забрать документы?

– У нас испортились отношения с Медведевой. Это случилось после того, как я рассказала Ирине, что я и моя команда обнаружили массовое хищение моих денег и преступную деятельность Галины Змиевской, Виктора Петренко, Нины Петренко, Джозефа Лемира, Валерия Бабича и других, и подали иск против них в Соединенных Штатах. Реакция Ирины была очень болезненной: через какое-то время она отослала мне текстовое сообщение, в котором написала, что ни она, ни кто-либо другой в Украине желания общаться со мной не имеет.

Кроме того, у нас были разногласия по поводу некоторых других моментов, например многие из моих дорогих личных вещей, которые были в ее временной опеке, «исчезли».

- Например?

– Я оставила в ее квартире свои вещи – сумки «Луи Виттон», костюмы «Дольче Габбана» и… не вернулась. Когда я получила свой чемодан обратно, то нашла в нем далеко не все то, на что рассчитывала. Ирина знала, как зла я была и сказала мне, что наше общение с ней прекращено. Ну а так как она на тот момент была ответственной за контакты с университетом, мне ничего не оставалось, как уйти.

Лиллехаммер, Николаев, двойной аксель

- Недавно пересматривал ваши с Нэнси Кэрриган программы в Лиллехаммере-1994. Двадцать лет спустя можете сравнить ваши уровень сложности элементов и чистоту исполнения?

– Я ни разу в жизни не смотрела олимпийские программы Нэнси Кэрриган полностью. Это никогда не имело для меня особого значения. Более того, свою произвольную программу на тех Играх я исполняла сразу после Кэрриган. Я увидела, что она попыталась сделать тройной флип, но вместо этого исполнила прыжок в два оборота. И не стала досматривать: просто повернулась и полностью сконцентрировалась на себе. Это было важно, в особенности из-за болезненных травм, полученных накануне во время раскатки от столкновения с Таней Шевченко.

Возвращаясь к Нэнси, скажу, что мой учитель и тренер по технике Валентин Николаев никогда не ставил ее прыжки мне в пример эстетики и грамотности. Я до сих пор думаю, что начальная работа ног, созданная Валентином для моего двойного акселя, уникальна. Как показала история, я – единственная фигуристка в мире, которая в состоянии сделать ее, а попытки других повторить это закончились без успеха. Технику тройного акселя, которую Николаев поставил своим ученикам, можно смело заносить в хрестоматию. Достаточно вспомнить, как Слава Загороднюк в одном из своих лучших сезонов чистенько исполнил 18 из 18 этих сложнейших прыжков.

- А в чем заключалась специфика вашего двойного акселя?

– Вход в этот прыжок оказался для меня очень неудобным. Перед тем, как я делала перевод на прыжок, то и дело сбивалась с наружной дуги. Вот Николаев и предложил мне заходить на него с внутреннего ребра, откуда я не смогу себя сбить. В последний момент я переходила на наружное ребро и сразу прыгала практически в бортик – на судей. Это секрет, который не доступен глазу простого болельщика. Многие спортсмены пытались понять, как это работает. Помню, даже Сурия Бонали никак не могла разобраться, как именно я это делаю.

- Кого из мира фигурного катания вы можете назвать другом-подругой?

– Есть люди, с которыми я общаюсь в данный момент. Но постоянных друзей среди них у меня нет.

Сочи, Липницкая, алкоголь

- Как вы оцениваете свою спортивную форму?

– Как отличную. Я очень упорно работаю, чтобы поддерживать себя в должном состоянии.

- Вы смотрели турнир в Сочи-2014? Споры о победе Аделины Сотниковой над Ю-На Ким актуальны?

– Да, я смотрела их выступления. И, по моему мнению, золотую медаль больше заслуживала кореянка.

- А юная Липницкая – действительно такой большой талант или, скорее, раскрученный персонаж?

– Соревноваться на таком уровне без таланта она бы не смогла. Поэтому мой ответ – да, она, безусловно, талантлива.

- В чьем исполнении фигурное катание сегодня выглядит не спортом, а искусством?

– Честно? На мой взгляд, оно больше не выглядит искусством.

- Это правда, что в свое время у вас был конфликт с Катариной Витт из-за очередности выхода на лед в профессиональном шоу?

– Нет. Неправда.

- В 2013-м году вас захлестнули судебные иски: один – против NBC Universal на 5 миллионов долларов, второй – против агентства William Morris на, как писали у нас, 400 миллионов. В чем была суть претензий?

– Эти судебные процессы все еще идут, и я не имею права раскрывать их подробности.

- Вы однажды сказали: «Фигуристы ударяют по бухалу». В вашей жизни эта страница перевернута навсегда?

– Ну вот, и вы туда же. Журналисты продолжают задавать мне этот вопрос, но я его считаю довольно глупым. Всем известно, что я давно этим не занимаюсь.

Хотя до сих пор вспоминаю, о том, как состоялось мое знакомство с предметом. В 1993 году в первом же своем профессиональном туре в США я была хэдлайнером. Кроме меня, почти все фигуристы в автобусе были взрослыми, и он был заполнен алкоголем. Большинство из фигуристов были русскими и американцами, и почти все они пили. Тогда попробовала и я.

Я была совсем молодой девушкой с абсолютно другой культурой, не знала правил, никто ничего мне не рассказывал, никто меня не учил меня. Я думала, что это норма – ведь в подростковом возрасте никто не хочет отрываться от коллектива. Между тем, никто из фигуристов и сотрудников со мной не разговаривал. У нас не было ничего общего, в основном из-за разницы в возрасте и, думаю, все они мне сильно завидовали, потому что я была известна как ребенок-звезда.

Но потом я выбрала другой путь и не отступила от него по сей день. Я не курю, не пью и никогда не принимала наркотиков. Я не осуждаю тех, кто делает это, просто предпочитаю быть здоровой и жить чистой жизнью.

Вейр, Бродвей, кино

- Одно время вы выступали на Бродвее, для этого нужно незаурядное актерское мастерство. Вы брали специальные уроки?

– Думаю, сказался природный талант. Я очень люблю играть на сцене и мне хотелось бы добиться большего в кино: в данный момент мы работаем над созданием полнометражного художественного фильма со мной в роли героини, которая катается на коньках.

- Вас звали в реалити-шоу. Почему отказывались?

– Вообще-то, я придерживаюсь правила: «Никогда не говори никогда». Но реалити-шоу я не воспринимаю всерьез и участвовать в них не планирую.

- Правда ли, что вы дружите с Джонни Вейром? Он неординарный человек: восхищается русской культурой, собирает Чебурашек, не скрывает своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

– Нет, мы не друзья. Хотя он всегда говорил, что это я вдохновила его заниматься фигурным катанием, и где бы я ни тренировалась и с кем бы ни работала, Джонни шел по моим стопам: например, занимался у моих наставников. Но мы пересекались лишь дважды. В первый раз меня пригласили в качестве сюрприза на вечеринку, посвященную презентации книги Вейра. Джонни Вейр оказался настолько смущен, что не нашел в себе смелости поговорить со мной, так что мы перебросились всего парой фраз. А в другом случае мы встретились на красной ковровой дорожке во время одной благотворительной акции.

- Несколько лет назад вы сказали, что планируете написать автобиографию.

– Эта работа в процессе. Каждый раз, когда я думаю, что книга близка к завершению, жизнь заставляет меня дописывать к ней еще одну главу. За последние несколько лет я обнаружила так много всего, материала появляется все больше и больше. Так что я осторожно предположу, что она выйдет в ближайшие несколько лет.

- А как продвигается ваша карьера дизайнера? Бренд Oksana Baiul пользуется популярностью?

– По-моему, мои коллекции одежды и аксессуаров – самые продаваемые самостоятельные коллекции среди тех, что были запущены фигуристами. Мне этот процесс в радость: я всегда питала большую слабость к моде и ювелирным изделиям.

- Расскажите немного подробнее о короткометражном фильме австралийки Китти Грин «Лица Украины: Кастинг Оксаны Баюл».

– Мне очень польстило, что Китти Грин и ее продюсерская команда позиционировали меня в этом фильме национальным достоянием и лицом Украины. Недавно он получил престижную кинематографическую премию Sundance Film Festival в США.

- Согласно сценарию фильма юные украинские девушки в вашем знаменитом костюме из розовых перьев образца Игр-1994 проходят кастинг на роль Оксаны Баюл.

– Еще более трогательно то, что отвечая на вопросы во время импровизированного интервью, они не могли сдержать своих слез. По мнению авторов, это символизировало те слезы, что я проливала за Украину в Лиллехаммере 21 год назад.

Кучма, Кобзон, Лас-Вегас

- Можно ли считать Лас-Вегас вашей основной резиденцией?

– Когда я нахожусь в США, это мой дом. Я очень люблю Лас-Вегас! Он полон интересных людей, искусства, развлечений мирового класса и ресторанов с замечательной кухней. Погода тут просто замечательная. Что может быть приятнее, чем ежедневно выходить из холодного катка на теплое солнце?

- Для большинства из нас это, прежде всего, мировая столица игорного бизнеса. Где-то читал, что, когда вы впервые оказались в одном из местных казино, вас оттуда выгнали?

– Да, так и было. Когда я приехала в США в 1993 году, то оказалась в Лас-Вегасе. Естественно, я поставила деньги в игровом автомате и была в восторге – вслушивалась в незнакомые звуки, наблюдала за яркими огнями и крутящимися «семерками». Я не говорила по-английски, и когда охранник подошел и заговорил со мной, я продолжала играть. По закону в моем возрасте играть было запрещено, поэтому он заставил меня уйти. Забавно, что теперь я живу в Лас-Вегасе, а в азартные игры не играю. Хотя возраст вроде бы позволяет.

- Были за последние годы ошибки, которых не хотелось бы совершать, и люди, которые не хотелось бы терять?

– Век живи – век учись, у каждого есть взлеты и падения. В 2004 году Леонид Кучма пригласил меня выступить на 60-м юбилее «Южмаша» в Днепропетровске. Помимо меня на этом мероприятии выступал Иосиф Кобзон. Продюсер вечера подошел ко мне во время репетиции шоу и выдал мне распечатку с порядком выступления исполнителей. Я увидела, что они поставили мое выступление перед Кобзоном и сказала: «Ни в коем случае! Я «хэдлайнер» и не собираюсь выступать перед ним, только после него». Продюсер согласился, и вопрос был решен.

Через два дня было шоу. Мне сказали, что Кобзон исполнит только две песни, так что после первой я зашнуровала коньки, чтобы выйти на лед вместе с тридцатью детьми, которые должны были выступать вместе со мной. И тут оказывается, что Иосиф Кобзон имеет тенденцию исполнять по пять-шесть песен подряд. А коньки такая штука, что как только вы их завязали, нужно как можно быстрее выходить на лед, иначе ноги начинают затекать. После четвертой песни я не выдержала и попросила режиссера убрать Кобзона со сцены, но он сказал, что не может. А тот уже спел пятую песню, а потом схватил Кучму и они еще вместе исполнили «День Победы». В итоге мы с детьми вышли на лед с абсолютно затекшими ногами.

И это еще не конец. Нам никто не сказал, что во время выступления будут запускаться фейерверки – а, по сути, ракеты заводского изготовления «Южмаша». В какой-то момент с одного конца сцены к другому над нашими головами начали летать огненные залпы. Мы с детьми пригибаемся и ищем укрытия – все действительно выглядело, как будто кто-то обстреливает дворец.

- Вы планируете когда-нибудь вернуться на родину?

– Скажем так: я постараюсь вернуться в Украину рано или поздно. Это моя родина, она навсегда остается в моем сердце, мыслях и молитвах. А их теперь особенно много. В общем: слава Украине, героям слава! 

Фото: личный архив Оксаны Баюл; Fotobank/Getty Images Sport/Chris Cole.

Показать еще 18