Все новости

Почему у Капелло все должно получиться в Бразилии

16 октября 2013, 13:30
10

С иностранными тренерами всегда так – смотришь на их результаты, на их поведение и задумываешься: а стоят ли они вообще того геморроя, что сопутствовал их приглашению: высокая зарплата, штаб помощников той же национальности, переводчик, а желательно еще и российский тренер, который говорит на том же языке, съемные квартиры, семьи, дети, адаптация. Б-р-р. Я второй год смотрю, например, на Петреску в «Динамо» и интересует меня в связи с его работой только одно – а что, условный Андрей Кобелев не смог бы так же весело шагать на седьмом месте? Без переводчика Караса, без еще трех румынских помощников, без полузащитника Флореску. Да смог бы, конечно – его с тех же самых мест примерно и увольняли.

К чему я про «Динамо»-то вспомнил. И про иностранных тренеров. В том «Динамо», что уволило Кобелева и наняло модного тогда тренера Божовича, играли среди прочих Дмитрий Комбаров, Самедов и Кокорин. Ну как играли – Самедов за год отдал три голевые передачи (в два раза меньше, чем в предыдущем сезоне), Комбарова вытеснил с фланга тогда еще полузащиты, страшно вспомнить, Чеснаускис, Комбаров побегал-побегал в обороне, сел в запас и летом ушел в «Спартак», а Кокорин – о, это тоже великая история – Кокорин в одном из первых матчей Божовича отдал пять подряд неточных передач, потом в Махачкале умудрился поссориться с динамовскими же болельщиками: тем не понравились его бутсы, а Кокорин в ответ пальнул по ним мячом и показал пошлый жест. В общем, в следующем домашнем матче, когда Кокорин готовился выйти на замену, его освистывали, кричали «Убирайся вон из «Динамо» и клеймили псом. Но самое важное, что нападающий (19-летний, но все-таки нападающий) Кокорин в чемпионате-2010 не забил ни одного мяча.

У Капелло игроками стартового состава стало пять человек, которых голландские тренеры либо игнорировали, либо спорадически выпускали на замену

Прошло три года и иностранный тренер Капелло слепил из того же Кокорина, того же Самедова и того же Комбарова основных игроков сборной. У Капелло тоже есть тренер-переводчик, шеренга итальянских помощников, но, когда я смотрю на него нынешнего, в синей рубашке, красном галстуке и красной жилетке, у меня нет сомнений – ни один не то что российский, но и вообще любой другой тренер, не смог бы за год настолько эффективно обновить стартовый состав наполовину (сравните с составом Адвоката на его последний матч – против Греции) и решить, пусть и ценой летних поражений и – отчасти – опалы Денисова с Анюковым, проблему мотивации и настроя на важные матчи.

У Капелло игроками стартового состава стало пять человек, которых голландские тренеры либо игнорировали, либо спорадически выпускали на замену, либо вообще про них не слышали: Самедов, Кокорин, Комбаров, Файзулин и Козлов. За вычетом Кокорина, который во всех смыслах уникален, все это люди возрастной категории 26+. Во времена Адвоката мы если и не ставили крест на их перспективах в сборной, то как минимум ясно – как тогда казалось – представляли себе их потолок. Хорошие, качественные по меркам РФПЛ футболисты, при удачном раскладе – уровня замены-запаса сборной. Казалось, что с нашими-то зарплатами для российских игроков прогрессировать после двадцати шести – нереально и просто незачем (ну, если, конечно, ты не 26-летний игрок «Химок», на которого свалился контракт с «Зенитом»). Место в основе клуба премьер-лиги обеспечено лет до тридцати пяти, безбедное существование – примерно до смерти, в сборной все равно играют Аршавины и Жирковы, а, когда они начнут сходить, заменим их все равно не мы, 26-летние, а писаревская молодежь. Кто-то, может, так и подумал, но надо же такому случиться – Капелло поставил именно на них, на поколение 26-летних, и у них, у кого вся оставшая карьера казалась понятной и банальной, вдруг родилась новая мотивация.

Диспозиции Хиддинка в 2006-м и Капелло прошлым летом во многом схожи. Им нужно было обновлять, освежать сборную и кадрово, и ментально – менять психологию, а если она не менялась, то менять ее основных носителей. Хиддинк менял психологию неудачников и делал это по-голландски безбашенно. Помните, перед одним из матчей он вызвал трех-четырех человек прямо из дублей московских команд – Ивана Таранова, Торбинского и еще кого-то вроде Ефимова из «Локомотива». Торбинский у него потом так и заиграл, будучи запасным полузащитником «Спартака».

Капелло предстояло разрушить психологию самоуверенной сытости, сытости устойчивой и почти наркотической – неудачниками мы перестали себя считать в 2008-м и с тех пор только вязли в болоте своего зазнайства. Хиддинк менял сборную хлестко – просто впрыскивал в основу разных Будянских и Торбинских и выточил-таки за пару лет боевой состав, Капелло делает ту же работу более изящно и плавно – тоже вводит новых игроков, но большинство из них – не ребята из московских дублей, а мужчины с веским футбольным и жизненным опытом.

Да-да, изящно и плавно. Первым капитаном у Капелло ведь вообще был Аршавин, но уже в отборе его игровые функции взяли на себя Кокорин и Файзулин. Новым капитаном надолго стал Денисов и в истории его отношений со сборной Капелло показал себя человеком, которые понимает и местные ценности, и то, что мешает этим ценностям конвертироваться в стабильные победы. С одной стороны, сборная – это обособленный коллектив, отдельная банда, и ее особый корпоративный дух нужно поддерживать, так что если Денисов собачится с руководством «Зенита» – это никак не должно касаться его капитанских полномочий в сборной. С другой стороны, если мы проигрываем Северной Ирландии и тайм мучаемся с Израилем, все должны понимать – недостаток настроя, эмоций, мотивации, рвения и всего такого непростителен даже капитану.

В Россию Капелло вложил все – душу, талант, опыт, и чемпионат мира в Бразилии для него – не надцатая строчка в биографии, как Корея у Адвоката, а могучее событие в могучей карьере

Со времен подписания Беловежских соглашений наша сборная лишь дважды попадала на чемпионат мира. Оба раза за нее становилось стыдно задолго до старта турнира. Перед США-1994 игроки писали письма за отставку главного тренера Садырина, потом некоторые брали самоотвод, Садырин их прощал, чем обижал уже тех, кто был за него изначально. На самом чемпионате игроки уже очно перессорились из-за мест в составе, проиграли два стартовых матча и увезли домой только золотую бутсу Олега Саленко. В 2002-м Олег Романцев уже подступал к краху своей тренерской карьеры и игнорировал лучших игроков чемпионата – Сергея Овчинникова и Ролана Гусева. Первого – чтобы не нарушать психологическое равновесие Нигматуллина, второго – потому что перешел в ЦСКА, а не в «Спартак». Тогда дело тоже кончилось позорной вакханалией.

Я всего-то третий раз в жизни жду игр своей сборной на чемпионате мира и впервые делаю это с таким оптимизмом. Капелло еще 20 лет назад выиграл все что можно на клубном уровне, а на уровне сборных его оборвали на полуслове. Снова браться за «Милан» или «Рому» ему уже было неинтересно, а уходить на пенсию тренером, который взялся и не довел до конца работу в сборной Англии, – несолидно. В Россию он вложил все – душу, талант, опыт, и чемпионат мира в Бразилии для него – не надцатая строчка в биографии, как Корея у Адвоката, а могучее событие в могучей карьере. 

У Капелло должно получиться.