Все новости

Другая Италия. Как в серии А научились считать деньги

11 апреля 2013, 15:06

Когда болельщики читают о многомиллионных тратах футбольных клубов, многие, кажется, даже не пытаются осмыслить произошедшее: подумаешь, миллион туда, миллион сюда. Еще хуже, когда бережно относиться к деньгам перестают менеджеры команды.

Интересно, что даже сегодня в списке самых дорогих трансферов в истории можно найти несколько итальянских покупок. Правда, почти все – десятилетней давности. С особенным размахом в Серии А тратили деньги в 2001-м. Буффон перешел из «Пармы» в «Ювентус»: 54 миллиона евро. Деньги у туринцев тогда водились: только что был продан в «Реал» Зидан. Так что одного Буффона «Юве» оказалось мало, в «Лацио» приобрели Недведа, потратив 41 миллион. Две покупки, и обе попали в точку: Недвед и Буффон в Турине вышли на пик карьеры. Чего нельзя сказать об итальянском периоде карьеры Гаиски Мендьеты, тем же летом приехавшего как раз в «Лацио» за 48 миллионов. А еще годом раньше римляне отдали 55 миллионов за Эрнана Креспо. И это я еще ни слова не сказал о трансферных замашках «Интера», денег на игроков никогда не жалевшего. Или о «Милане», тем же летом прикупившем одним махом Руя Кошту и Индзаги. Сладкое время, итальянский финансовый разврат. Есть такой классический фильм Маттео Феррери, жесткая сатира на общество потребления. С выдающимися актерами своего времени в главных ролях: тут и Марчелло Мастрояни, и Филипп Нуаре, и Уго Тоньяцци. Итальянское название – La Grande Abbuffata. А если переводить на русский язык – «Большая жратва».

Когда в середине нулевых раздутые денежные пузыри стали лопаться, а карточные замки – рушиться, итальянские проблемы для человека постороннего могли быть не так заметны. Банкротились «Наполи» и «Фиорентина», трясло «Парму» и «Лацио», вылетал по известным причинам «Ювентус» – но «Интер» по-прежнему тратил деньги, а «Милан» каждые два года выходил в финал Лиги чемпионов. Затем еще и Массимо Моратти догадался наконец инвестировать серьезную сумму в выдающегося тренера, и его команда тоже стала сильнейшей в Европе. В общем, дело известное.

Десятилетие закончилось, и наследство потрачено. «Милан» еще какое-то время выезжал на своих прославленных ветеранах, но прошлым летом отправил на пенсию сразу несколько легенд. Достаточно забавно было читать возмущенные отклики фанатов миланского клуба, когда стало известно о продаже Ибрагимовича: дескать, что этот Берлускони делает с нашей великой командой? На самом-то деле Берлускони управляет своей командой, и, в отличие от некоторых болельщиков, имеет представление об экономике. «Милан», отказавшись от Ибрагимовича и Тиаго Силвы, получил 70 миллионов евро, срезал зарплатную ведомость и дал шанс молодежи. Прежде всего – Эль-Шаарави. Папу Сильвио не смутили ни акции протеста болельщиков команды, ни катастрофически плохо раскупавшиеся сезонные абонементы. Берлускони был прав: жизнь – это не компьютерный менеджер. Затеявший перестройку «Милан» был переварен «Барселоной» на «Камп Ноу», но у этого «Милана» есть потенциал и есть молодость. Вместо главной звезды – Ибрагимовича – в команду попал Балотелли, который намного моложе, в два раза меньше получает и играет в сборной страны. Со славной командой-2007, умения которой эксплуатировались на протяжении стольких лет, сейчас связывает только завершающий карьеру Амброзини.

Италия перестроилась. От «Интера»-2010 тоже почти ничего не осталось. Да, Тотти продолжает гнаться за рекордом Пиолы, но легенда «Ромы», по всей видимости, самодостаточная величина, принадлежащая истории, а не конкретному времени. Годы финансовых кошмаров пошли на пользу, и в Италии научились считать деньги. Всем известно, как виртуозно работает «Удинезе», каждый год зарабатывающий на своих выпускниках приличные деньги. Как сдержанно ведет свою политику в «Лацио» Клаудио Лотито, который не принес в клуб прежних безумных денег, зато подарил команде финансовое оздоровление. То, как ведется трансферная работа именно в Италии, – пример для подражания. Здесь как следует присматриваются, основательно торгуются, умеренно платят, а потом дорого продают. Тренерская школа в стране по-прежнему выдающаяся, даже больше – лучшая в мире. Еще бы давления на тренеров поменьше: когда очередной президент – mangio allenatore (Маурицио Дзампарини тут вне конкуренции) – гонит сто двадцать пятого по счету тренера, никакой пользы команде из этого не извлечь. Остаются в памяти какие-то вспышки хорошего футбола, но нет четко выверенной линии. Как опасно ошибиться в выборе наставника, уже убедилась «Фиорентина»: после ухода Пранделли в сборную угадать с тренером сразу не сумели, хотя Михайлович подавал определенные надежды. Команда-2010, так радовавшая в Лиге чемпионов приятным футболом, исчезла. И только сейчас, после появление Монтеллы, «Фиорентина» ожила. Интересно, насколько? И как долго текущий состав будет стабилен? И что будет после ухода Йоветича?

Италия стала другой, она никогда больше не будет швыряться деньгами. Скорее, готова забирать деньги у тех, кто экономить не собирается. Пора делать следующие шаги. Итальянцы обходят англичан в том, что касается умения разумно тратить деньги, но не умеют так же уверенно зарабатывать. И пока в стране не появятся современные заполненные стадионы, говорить о соперничестве с ведущими лигами Европы почти невозможно. Каждая инициатива по строительству собственной арены почти неизбежно натыкается на тяжелые переговоры с местной коммуной – попросту говоря, с местными властями. Это стена, которую итальянцам надо пробивать, чтобы двигать свой футбол вперед. Без стадиона – никуда. «Ювентус», вернувшийся на вершину, подтвердит.

Владимир Стогниенко