Все новости

Маска, я тебя не знаю. Как «Рубин» притворяется футбольным клубом

5 апреля 2013, 05:55

Иван Калашников увидел на «Стэмфорд Бридж» 41 болельщика «Рубина» и понял, что успех не научил казанцев ничему.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

– Круто, что билет стоит всего 30 фунтов, – говорил один болельщик «Челси», покупая место на центральной трибуне прямо в день матча.

– Конечно, это же какой-то «Рубин», – кривился второй.

– Чего какой-то?! Да они «Барселону» обыгрывали! – первый явно знал о российском футболе больше.

– Да? А почему тогда только 30?

Честно говоря, случайно подслушанный диалог болельщиков вовсе не обязательно цитировать в репортаже – более того, лучше его вообще не цитировать. Извините. Просто вчера я был готов выслушать любое мнение о «Рубине» – так что вам придется прочитать еще несколько цитат ниже, – лишь бы наконец понять феномен этого удивительного клуба. Я бы с радостью поговорил, по примеру центральных газет, еще и с таксистом, кошкой и своим воображаемым сыном, но, к сожалению, до «Стэмфорд Бридж» мне удобнее добираться на метро, на кошек у меня аллергия, а с воображением вообще беда.

– Я впервые вижу так мало фанатов в гостевом секторе, – удивлялся Роберт, один из журналистов, без труда пересчитавший выездную бригаду «Рубина» по головам: 41. Получить британскую визу в России не так просто, к тому же в Казани нет нужного консульства, но вот «Анжи» собрал в Ньюкасле больше сотни местных русскоговорящих болельщиков, а «Рубину» почему-то не удалось сделать это в Лондоне. На клубном сайте было объявление о помощи в оформлении визы, но единственный комментарий к нему оказался довольно отрезвляющим: «На горячей линии сидит молодой человек по имени Сергей, который не может и не хочет помочь в получении визы!!! Это отвратительно, кого вы там посадили!!!»

У «Рубина» самая скромная поддержка в Лиге Европы, а то и вообще в Европе

В начале недели Василий Уткин взорвал телеэфир выступлением на тему «Рубин» не нужен российскому футболу». Я не телепрофессионал и не готов судить о том, насколько справедливо казанцы получают свой «кусок телевизионного пирога», но присоединяюсь к главному вопросу Василия – для кого? У «Рубина» самая скромная поддержка в Лиге Европы (а то и вообще в Европе) – на ответном матче в Москве будет всего две-три тысячи «домашних» фанатов и примерно столько же российских поклонников «Челси». При этом Курбан Бердыев до матча заявил, что встреча с «Челси» является историческим событием, а после – что команде непросто играть без болельщиков. Если это было такое протокольное лицемерие, то уже не очень здорово, а если это всерьез, то почему бы клубу действительно не вложиться в организацию поддержки – хотя бы на один матч?

– Если бы у нас какой-нибудь «Уиган» стал чемпионом страны два раза подряд, – резюмировал Роберт, – то потом они лет десять не могли бы отбиться от глорихантеров.

Проблема не только в количестве болельщиков. Выигрывая чемпионаты России, побеждая «Барселону» и «Интер», выходя на «Атлетико» и «Челси», «Рубин» так и не сумел убедить, что все это всерьез. Когда-то я честно полюбил эту команду за то, что она умела одной рукой держать соперника на безопасной дистанции, а другой – наносить редкие, но фатальные удары. У нее всегда было особенное обаяние чего-то опасного и непонятного, но порой совершенно восхитительного – но как только восхищение начинало преобладать, «Рубин» сразу делал шаг назад. Вчера при виде Виталия Калешина я радостно рассказал свою любимую историю, как он однажды наглухо закрыл Лионеля Месси, но она вызвала у моих соседей лишь недоумение – мол, почему же тогда Калешин не может справиться с Райаном Бертраном?

«Рубин» не капитализировал свой успех, не создал себе статус, с которым можно было бы развиваться дальше

«Рубин» мог бы укрепить свою репутацию за счет игроков – скажем, условный английский болельщик с не самой длинной памятью вспомнит «Спартак» из-за Павлюченко и Видича, а «Локомотив» – из-за Ивановича. Но казанские бомбардиры Домингес и Бухаров осели на скамейках, Карлос Эдуардо и Гекхан Торе попадали в ленту новостей совсем по другим поводам, а Обафеми Мартинс филонил так, что завидовала вся Африка. «Рубин» продолжал жить и даже что-то выигрывать, но признайтесь, что вам не раз хотелось посмотреть на Рязанцева, Рыжикова, Ансальди, Натхо, Карадениза в каких-нибудь других командах – просто потому, что «Рубин» не капитализировал свой успех, не создал себе за счет побед статус, с которым можно было бы развиваться дальше.

Умница и красавица Маша Командная (вы знаете ее как ведущую телеканала «Дождь») перед матчем написала, что Бердыев – лучший российский тренер. Я легко распишусь под этим утверждением дважды, а перечитав его программное интервью, добавлю и третью подпись, но я никак не могу понять, почему Бердыеву приходится уже который год играть в тяни-толкай с властями Татарстана и гендиректорами клуба – ну, разве не очевидно, что лучше всего он тренирует, когда ему никто не мешает? Он тоже мог бы стать лицом команды, этаким гик-селебрити в глазах западной прессы – вроде Марсело Бьелсы в прошлом сезоне, – но «Рубин» не хочет делать звезду даже из главного идеолога своих побед.

Мне просто непонятно, как относиться к этому клубу. Вчера два мяча в его ворота забил Фернандо Торрес, нападающий с помятой репутацией и сломанным носом, который играл в защитной маске, но быстро выдал себя парой шикарных тягучих финтов и изящно решенных эпизодов. Я хорошо помню, за что мне нравится «Рубин» – лаконичный, скупой игровой стиль, футболисты-функции, потаенный гений Бердыева, – но я не уверен, что он когда-нибудь решится повернуться к миру открытым лицом.