Все новости

Долгое прощание. Почему уходит Алекс Фергюсон

8 мая 2013, 11:43

Алекс Фергюсон – конец прекрасной эпохи уже близок. Фото: /Alex Domanski

Великие спортсмены (и тренеры) так часто уходят невовремя. В конце концов, они всю жизнь учились бороться с обстоятельствами. Тело и здравый смысл часто отказывают раньше, чем пропадают драйв и желание, раньше, чем утолена жажда побед, раньше, чем тренировки из средства достижения поставленных целей превращаются в нечто до отвращения рутинное.

Возможно, именно поэтому на старости лет спортсмены (и тренеры) так часто принимают неправильные решения – лишь бы подольше оставаться в деле. Состарившийся в Англии Свен-Йоран Эрикссон потом еще долго мучал фэнов сборной Мексики. Врачи «Кливленда» и «Бостона» после каждой игры заново собирали разваливавшегося на части Шакила О’Нила. Антонио Тарвер вышиб дух из Роя Джонса-младшего, а Денис Лебедев его вообще чуть не убил. Джонс сейчас ездит по миру с гастролями: читает рэп и машет руками на потеху публике. Пару месяцев назад он оказался в Новосибирске, но я не пошел – подумал, что на одного из лучших (слово «величайших», увы, тут уже неуместно) боксеров в истории будет больно смотреть.

Сэру Алексу Фергюсону позорный финал не грозит: в свои 71 с небольшим шотландец бодр, здоров, готов к переменам – внешним и внутренним. Не сомневаюсь, что он может работать еще как минимум пару лет. Ничто не указывает на то, что он начал терять связь с реальностью: более того, по соотношению затрат и результатов, Фергюсон не был так эффективен с тех пор, как поставил в основу Бекхэма, Гиггза и Скоулза. Шотландец, конечно, чаще прежнего начал ругать судей и подкалывать неугодных коллег, но это, по-моему, совсем не повод делать какие-то выводы.

В свои 71 с небольшим шотландец бодр, здоров, готов к переменам. А по соотношению затрат и результатов он не был так эффективен с тех пор, как поставил в основу Бекхэма, Гиггза и Скоулза

И все-таки, что бы там ни , Фергюсон достиг возраста, в котором приходится думать о будущем. Вряд ли кто-то больше шотландца беспокоится о том, кто станет следующим тренером «Манчестер Юнайтед» – ему ведь не хочется видеть, как многолетняя работа горит синим пламенем. Ближайшим летом для предложений будут открыты Хосеп Гвардиола и Жозе Моуринью. Очевидно, что решающий голос при выборе сменщика принадлежит самому Фергюсону, и сдается мне, что за 26 лет работы в «МЮ» Фергюсон не видел никого, кто был бы похож на этих двоих.

Педант и перфекционист, Гвардиола создал великую «Барселону». «Барселону», которая вошла во все списки лучших команд в истории (обычно – на первом месте). «Так я еще никогда не проигрывал», – сказал Фергюсон, уступив «Барселоне» в финале Лиги чемпионов-2009. Уже через два года он повторил эти слова. Снова уступив «Барселоне», и снова в финале Лиги чемпионов.

Self-made man Жозе Моуринью начинал как переводчик, а закончит как один из самых успешных тренеров в истории. Манипулятор, диктатор и нонконформист, Моуринью остается востребованным, ведь самая главная его характеристика – победитель. Один из трех тренеров, кто выигрывал Лигу чемпионов с разными командами. Признан в Португалии, Англии, Италии и, пожалуй, в Испании.

Конечно, у обеих кандидатур есть некоторые минусы – в частности, совершенно неясно, можно ли ожидать от них долгих лет успешной службы. Гвардьола так интенсивно сомневается в себе и своих решениях, что за пару лет может элементарно сгореть на работе. Моуринью исповедует принцип выжженной земли – после его ухода в клубах царит хаос (недаром сэр Бобби Чарльтон сказал, что стиль Жозе не очень соответствует философии «Юнайтед»). Оба преуспели в клубах, практически не стесненных финансово (успеху Моуринью в «Порту» уже почти десять лет). Гвардиола никогда не тренировал за пределами Испании, Моуринью никогда не славился красивым футболом.

Но совершенных кандидатур не бывает. Перехватить Моуринью и Гвардьолу готовы «Челси» и «Манчестер Сити», ПСЖ и «Милан» – упустив их сейчас, можно уже никогда их не поймать. И это прекрасно понимает человек, который сделал нынешний «Ман Юнайтед». Тот, кто будет решать, когда у «красных дьяволов» появится новый тренер – тренер, от которого будут ждать, что он создаст новую династию, сможет успешно работать как минимум десяток лет.

Cовершенных кандидатур не бывает. Перехватить Моуринью и Гвардьолу готовы «Челси» и «Манчестер Сити», ПСЖ и «Милан» – упустив их сейчас, можно уже никогда их не поймать

Фергюсон всегда без остатка отдавал себя «Манчестер Юнайтед». Это он вернул великий, богатый, но переставший побеждать клубу на вершину. Это он выиграл два Кубка чемпионов. Это он решил инвестировать много миллионов фунтов в таланты Руни и Роналду и сбил «Ливерпуль» с его гребаного насеста. Он создал на «Олд Траффорд» культуру побеждать, он наверняка понимает, что «МЮ» был недостаточно успешен в Лиге чемпионов, и он, конечно, не отказался бы обойти Боба Пейсли, и стать самым титулованным тренером в истории этого турнира.

И может быть, последнее, что ему придется сделать для клуба – расстаться со своей мечтой. Уйти прежде, чем до него доберется время. Уйти, чтобы освободить место для первого за 26 лет тренера, которого Фергюсон посчитает ровней. Уйти раньше, чем появится желание уйти – фактически, пожертвовать собственными интересами ради клуба.  

Рано или поздно он все равно переберется с тренерской скамейки в VIP-ложу – обмениваться впечатлениями с Бобби Чарльтоном, о чем-то советоваться с Дэвидом Гиллом, смеяться над шутками кого-нибудь из семейства Глэйзеров. Вместо утомительных тренировок – интересные книги и приятные встречи. Вместо возни с капризными игроками – домашний уют и семейные ценности. Вместо однообразных пресс-конференций – комфортные ранние поездки домой на заднем сиденье дорогого клубного автомобиля. Наверное, Фергюсон все еще будет приглашать молодых тренеров на бокал красного вина, а те будут соглашаться охотнее обычного – ведь его уже не надо будет бояться. Наверное, он будет со смехом вспоминать времена, когда разносил бутсой бровь Бекхэма и орал на резервных арбитров – возраст и безделье смягчают даже самый буйный нрав.

Скука? Ужасная. Но тем важнее для Фергюсона сделать правильный выбор – чтобы по крайней мере, уже ни о чем не жалеть.

Впервые текст опубликован 10 января 2013-го