Все новости

Тень отбрасывает человека

3 мая 2012, 15:21

«Вы сердитесь на меня за то, что я покинул вас. Но вы сами просили меня пойти к принцессе, и я немедленно исполнил вашу просьбу. Ведь мы выросли среди одних и тех же людей. Когда вы говорили «мама», я беззвучно повторял то же слово. Я любил тех, кого вы любили, а ваши враги были моими врагами. Когда вы хворали – и я не мог поднять головы от подушки. Вы поправлялись – поправлялся и я. Неужели после целой жизни, прожитой в такой тесной дружбе, я мог бы вдруг стать вашим врагом!»

Евгений Шварц, «Тень».

Любопытно, что пять лет назад Хосепа Гвардиолу и Тито Виланову рассматривали именно как тренерский тандем. Более того, уроженец Фигераса был для общественности этаким страховочным тросом. Да, у Пепа совсем нет тренерского опыта, зато его помощник уже поварился в каше низших дивизионов Испании, знает, чего там как. Они ведь вместе начинали с «Барсы Б». Как в тренерском, так и в игроцком смысле. И там, и там Виланова был чуточку старше, чуточку опытней, но на доске отличников висела фотография Пепа. Гвардиола стал центральной фигурой «Дрим-Тим» Йохана Кройффа, он же является лицом ее успехов в последние годы. Чего добился Виланова как игрок? Ну, разве что Жозе Моуринью обогнал по количеству матчей и уровню команд.

Тренер «Палафругеля», ответственный за селекцию «Фигераса», технический директор «Террассы» – вот несколько лет Вилановы после завершения карьеры футболиста, окутанных тайной даже для английской Википедии. Тито нигде не сыскал успеха, но существенно расширил круг своих знаний. Гвардиола восхищался аналитическим складом ума своего помощника и его осведомленностью о соперниках по терсере, четвертом испанском дивизионе, откуда тогда должен был выбираться филиал «Барселоны».

«Проще всего быть футболистом. Ты делаешь то, что тебе нравится. То, чему учился с детства. Просто тренируешься пару часов в день, и все. Тогда как тренер думает о футболе весь день, а не только во время матчей или тренировок. Он посвящает себя работе над массой разнообразных аспектов, которые требуют пристального внимания и долгих часов анализа. Но самое сложное – это работа спортивным директором. Нужно общаться с директорами, игроками и тренерами, и постоянно быть на связи. Эта работа очень редко ценится, а «славу» ты обретаешь только, если делаешь что-то неправильно», – рассказывал Виланова о своем опыте в разных качествах.

Основным полем деятельности Вилановы в штабе Пепа стал просмотр матчей соперников, селекционная политика и разработка стратегии тренировочного процесса на сезон. Трансферы ряда интересных футболистов (среди которых были нынешний полузащитник «Леванте» Хави Торрес и центральный защитник «Мальорки» Чико) помогли «Барсе Б» создать фундамент для повышения в классе в тот же сезон. Успех тандема совпал с худшим сезоном первой команды под руководством Франка Райкарда и падением популярности президента Жоана Лапорты. В первый раз за грядущие четыре года оба тренера подписали годичный контракт. Тьерри Анри назвал их братьями-близнецами.

Рассказ об успехе Гвардиолы не обходится без упоминания о том, что он – плоть от плоти каталонского клуба. Он каждую дворнягу в округе стадиона знает. Но немаловажный момент – в сезоне 2002/03 одной из молодежных команд «Барселоны» руководил Тито Виланова. В его возрастной категории выступали Херард Пике, Сеск Фабрегас и Лионель Месси. Впервые «ложную девятку» Месси сыграл именно в то время. Спустя годы тренерский штаб «сине-гранатовых» принял решение повторить этот маневр уже на взрослом уровне. Лео в интервью называл Тито в числе нескольких людей, которые самым серьезным образом повлияли на его становление как игрока.

Футболисты «блауграны» вообще никогда не забывали о незаметном для болельщиков ассистенте. Молодые игроки называли его «хорошим дядей», который способен поддержать в трудную минуту или поднять боевой дух команды. Любопытные подробности после класико на «Сантьяго Бернабеу», которое закончилось со счетом 6:2 в пользу каталонской команды, поведал Карлес Пуйоль. Капитан команды тогда забил один из голов после розыгрыша штрафного. «Это был отрепетированный розыгрыш, но знали об этом только Тито Виланова, Хави и я», – сказал тогда Карлес.

Основой для сомнения болельщиков в вопросе кандидатуры Тито остается его подчеркнутое спокойствие, отсутствие харизмы. Действительно, «правая рука» Гвардиолы не был столь эмоционален, как главная фигура на тренерской скамье, но он вовсе не является безучастным. Несколько раз Виланову дисквалифицировали за его буйную реакцию во время спорных решений арбитров на играх. И сидеть в кресле главного тренера не будет чем-то уникальным ни для него, ни для его футболистов. Ведь Гвардиола и сам пропускал матчи из-за дисквалификаций, а также из-за болей в спине сезон назад. На его месте Тито чувствовал себя вполне комфортно.

Свет прожектора всегда останавливался на лице Гвардиолы. С каждым годом фоторедакторы все чаще обрезали облик Тито на изображениях тренерской скамьи «Барселоны». Но как только ты погружаешься в хронику этих лет глазами Вилановы (да здравствуют новостные теги), то понимаешь, что решение Сандро Роселя и Андони Субисарреты не выглядит популистским или демонстрационным. На самом деле, у Тито Вилановы стартовые условия для работы гораздо лучше, чем они были у Франка Райкарда или Пепа Гвардиолы. Нет, это не попытка создать миф о том, будто бы тень все это время была важнее человека, ее отбрасывавшего. Это не миф о Хенке тен Кате. Но Тито Виланова – кандидат, во многом имеющий свои преимущества над Бьелсой, Луисом Энрике или Лораном Бланом.

«Гвардиола в силу своего образа жизни достаточно пообщался с великими игроками и знаком с давлением, которое оказывает «Камп Ноу». А любой тренер мира, прибыв сюда, будет новичком».

Вот только Тито не будет новичком. Он уже пять лет является составляющей успеха «Барселоны».

 

– Я должен заговорить с вами, и не смею, принцесса.

– Кто вы такой?

– Я его лучший друг.

– Чей?

– Я лучший друг того, кого вы ждете, принцесса.

– Он вас послал ко мне?

– Да. Он просил сказать, что сейчас придет, принцесса. Очень важное дело задержало его. Все благополучно, принцесса.

– Ну вот, мне опять стало невесело. Вы будете меня занимать до его прихода. Ну? Ну же! Мне неловко напоминать вам об этом, но ведь я принцесса. Я привыкла, чтобы меня занимали…