Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1977. Ой, мамо, мамо, Брежнев с Шеварднадзе на «Динамо»!

1977. Ой, мамо, мамо, Брежнев с Шеварднадзе на «Динамо»!

Интересная история

1977. Ой, мамо, мамо, Брежнев с Шеварднадзе на «Динамо»!

Интересная история

 

Эта в чем-то даже забавная история произошла 14 июня 1977 года на московском стадионе «Динамо». В 10 туре чемпионата СССР встречались лидеры, местные динамовцы и их тбилисские одноклубники. Как раз начались реконструкции спортивных арен, на которых были намечены проведения соревнований московской Олимпиады-1980. Так что северная трибуна была на ремонте, и все службы, правительственная ложа и ложа прессы, были перенесены на южную трибуну. А так как строить новые помещения никто не собирался, то и ютились высокие чины в служебной ложе. Оттуда же можно было и позвонить спортивным корреспондентам в свои редакции. Только вот 14 июня сие оказалось почти невозможным. А все потому, что на матч неожиданно пожаловали гости самого высокого пошиба – Первый секретарь компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе и… САМ Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистический Партии Советского Союза (ЦК КПСС), наш «любимый и уважаемый» Леонид Ильич Брежнев. Хотя, кавычек в предыдущем предложении можно было и не ставить, ведь для большинства советских людей Брежнев был действительно любимым и уважаемым.

Вот тут-то и начался на стадионе самый настоящий переполох. Нет, 30 000 зрителей, которые собрались лично лицезреть игру лидеров чемпионата СССР сия незавидная участь минула. Они были ни слухом, ни духом, что матч посетили такие высокопоставленные гости. Зато спортивное начальство суетилось. А когда после первого тайма на табло остались сиять нули, первый председатель Центрального Совета «Динамо» Петр Богданов, весь на нервах, буквально полетел в подтрибунное помещение, где заскочил в раздевалки к футболистам и судейскую комнату. Там произнес пламенную речь, полную задора и огня, что непозволительно в присутствие таких дорогих и, главное, высокопоставленных гостей, так уныло играть. Нужны забитые голы, и все тут! Не знаю, вняли ли этим призывам своего вышестоящего начальства футболисты. А вот судейская бригада из Риги явно не хотела себе лишнего геморроя в виде выговоров и взысканий. Так что наш дорогой Леонид Ильич вместе с Эдуардом Амвросиевичем во втором тайме явно не скучали и увидели два гола. Матч завершился боевой результативной ничьей – 1:1. Отличились Андрей Якубик на 62 минуте с пенальти и Давид Кипиани (73), который в 1977 году был признан лучшим футболистом СССР.

Когда на послематчевой пресс-конференции тренер тбилисского «Динамо» Нодар Ахалкаци предъявил претензии к судейству, мол, нарушение правил, которое привело к пенальти в ворота Гогия произошло до штрафной площади, а его московский коллега Александр Севидов вообще утверждал, что после удара Кипиани мяч не пересек линию ворот Пильгуя, главный арбитр из Латвии Микелис Рубенис невозмутимо произнес: «В перерыве ко мне приходили? Приходили. Хотели, чтобы были голы? Хотели. Вот вы их и получили… А так бы 0:0 и сыграли». Все весело рассмеялись, так как поняли возникшую ситуацию, и разошлись в разные стороны, обиды на арбитра не тая. Да и чего злиться то? После этого матча обе динамовские команды возглавили турнирную таблицу. Москвичи стали единоличными лидерами с 14-ю очками, а тбилисцы шли вторым с 13-ю. Что интересно, столичные футболисты имели четыре победы и шесть ничьих, а их грузинские гости аналогичное количество выигрышей при пяти мирных результатах. И это после десяти-то туров! Тот чемпионат вообще прославился своим «миролюбием». На финише из 16 участников юбилейного сорокового советского первенства по футболу только у трех команд из шестнадцати было меньше десяти ничьих – «Черноморец» Одесса (8), «Днепр» Днепропетровск (9), и выбывшие в Первую лигу «Крылья Советов» из Куйбышева (7). Чемпионы, киевские динамовцы 15 раз сыграли вничью, то есть как раз половину сыгранных матчей. Их тбилисские одноклубники, ставшие вторыми – 13 (как и московское «Торпедо» с ереванским «Араратом»). «Заря» Ворошиловград и ленинградский «Зенит» - по 12. Московский «Локомотив» и львовские «Карпаты» (вылетевшие из Высшей лиги) – по 14. Донецкий «Шахтер» - 16. А московское «Динамо», «Кайрат» Алма-Ата, «Нефтчи» Баку и столичный ЦСКА и вовсе по 17! Поэтому не стоит удивляться, что со следующего сезона Федерация футбола СССР ввела лимит ничьих в восемь матчей. Если какая-то команда его превышала, то очков за мирные исходы не получала.

А история с посещением Брежнева и Шеварднадзе стадиона «Динамо» 14 июня 1977 года имела продолжение. Сразу же после финального свистка корреспондент самой читаемой газеты мира «Советского спорта» (девять миллионов подписчиков!) Юрий Сегеневич устремился с ложи прессы в служебное помещение к телефонам. Но передать репортаж о матче оказалось очень проблематичным. Дверь, к удивлению журналиста, оказались закрыта. Когда же он в них постучал, то высунулось лицо молодого человека «в черном», которое строго изрекло:

- Вам чего?

- Да мне вот материал про игру в «Советский спорт» срочно передать нужно.

- Подождите чуть-чуть, - был ответ, и дверь перед лицом корреспондента захлопнулась. Когда же это «чуть-чуть» продлилось больше пяти минут, терпение у Сегеневича не лопнуло. Матч завершился в 20.45 по Москве. Газета подписывалась в печать в 22.15. За это время корреспонденту нужно было надиктовать по телефону машинистке-стенографистке то, что он написал. Потом текст попадал к редакторам, потом к корректору, потом его набирали линотиписты, после чего они еще вычитывают набранное ими, чтобы никаких ошибок и опечаток не случилось. Все это действо занимает немало времени. За опоздание выхода газеты «в люди» полагался немелкий штраф. А здесь корреспондента тормозят какие-то люди в строгих дорогих костюмах, и просят «подождать чуть-чуть». Только вот не сказали, какой же временной отрезок они подразумевают под своим «чуть-чуть». И Сегеневич снова что есть силы затарабанил в двери…

Во внутрь журналиста втянула сильная рука. В помещении сидело несколько крепких молодых парней спортивного вида, явно недовольные наглостью какой-то «акулы пера». Да они сами хищники пострашнее всяких там «акул», а уж тем более «пера»:

- Ты что стучишь? – грозно спросил старшой, - Не знаешь, что здесь САМ находится? Сказали, жди, так жди…

- Товарищи, понимаете, мне срочно нужно передать материал в «Советский спорт», и как можно быстрее. Не то газета опоздает с выходом, - как во сне говорил Сегеневич, потому как до него дошло, кто сейчас находится в соседнем помещении, где стоят телефоны.

- Не скандаль, если хочешь передать, жди! – и журналиста снова выставили за дверь. Пришлось ждать еще минут десять. Но хоть отчет и был передан с опозданием, газета вышла вовремя. Ведь советские люди с самого школьного детства были приучены к штурмовщине и сдаче работы в установленные сроки, причем почти всегда с перевыполнением плана.

 

 

 

Эту интересную историю поведал читателям еженедельника «Футбол» (№45) в 1992 году еще один известный советский спортивный журналист Олег Кучеренко. А я вам ее пересказал своими словами со своими вставками. И вот эта фотография сделана как раз 14 июня 1977 года на стадионе «Динамо» фотокорреспондентом «Футбол - хоккея» Сергеем Колгановым.  Как видно, Леонид Брежнев «ходил» не только на хоккейные баталии своего любимого московского «Спартака», но и посещал футбольные матчи. Причем неоднократно, что видно из первого фото. Там Брежнев с Шеварднадзе уже на тбилисском стадионе «Динамо». Хотя, всем известно, что советский генсек игру миллионов не сильно жаловал. Зато Шеварднадзе старался не пропускать ни одного домашнего матча своего любимого тбилисского «Динамо». Да и если выпадал случай поболеть за команду на выезде, то непременно его использовал. Вот, видно, и не смог Генеральный секретарь ЦК КПСС, наш дорогой Леонид Ильич отказать просьбе Первого секретаря компартии Грузинской ССР Эдуарда Амвросиевича во время его визита в Москву, и посетил вместе с ним матчи двух «Динамо».

 

11 – 12 мая 2016

 

Костенко Александр Александрович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты