Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1982. Как в украинца Виктора Грачева не получилось романа с «народной командой России»

1982. Как в украинца Виктора Грачева не получилось романа с «народной командой России»

Рубрика «История фотографии»

3 октября 2016, 06:18
1982. Как в украинца Виктора Грачева не получилось романа с «народной командой России»

Рубрика «История фотографии»

 

Виктор Грачев мог попасть в «народную команду России» задолго до того, как он там очутился. Спартаковцем 18-летний паренек из Торецка стал еще в 1975 году, выступая за команду этого спортобщества из российского города Орел в Третьей зоне Второй союзной лиги. Тренировал клуб олимпийский чемпион Мельбурна-1956, знаменитый московский спартач Борис Татушин. Он то и начал зондировать почву насчет перехода молодого и перспективного форварда, обладающего просто феноменальной скоростью, в главную «красно-белую» команду. И кто его знает, как бы сложилась судьба Виктора Грачева, перейди он в год европейского триумфа киевского «Динамо» в московский «Спартак». Но, увы, жизненные реалии тогдашнего СССР были таковыми, что молодые хлопцы, достигшие призывного возраста, были обязаны пройти службу в рядах Вооруженных сил. А в профсоюзы, как известно, не призывают и насильно не забирают, туда вступают. Хотя тоже в добровольно-принудительном порядке. Все зависело, на каком ты предприятии работаешь, и как к членству в профсоюзах относится местное начальство. По себе скажу, что, будучи каменщиком-бетонщиком в родном совхозе-заводе (1986, 1989) никто и речи не вел ни о каких профсоюзах. В Херсоне на заводе имени Петровского (1990) тоже. А вот при поступлении на работу в новокаховское АТП 16507 просто вынудили поступить в профсоюз (1991). Впрочем, членство в этой организации ничем не напрягало, кроме некоторых ежемесячных денежных отчислений из твоей получки в профсоюзный фонд автобусного парка. Потом можно было через профсоюзы достать путевки со скидками в дома отдыха (больше разговоров было про Трускавец),  или вот детям в пионерлагеря (в Железном Порту и на Арабатской Стрелке).

Снова примерить спартаковскую красно-белую футболку Виктору Грачеву довелось спустя семь лет. 1982-ый был годом чемпионата мира. Сборная СССР под руководством Константина Бескова в блестящем стиле выиграла отборочную группу, опередив «бронзового» призера Евро-1980 Чехословакию, плюс мощный Уэльс. Турция с Исландией в те года высоко не котировались и были явными аутсайдерами во всех официальных турнирах, в которых принимали участие. Причем игру советская команда показывала такую яркую и атакующую, что в конце сезона-1981 была признана второй по силе европейской сборной, вслед за непобедимой тогда Западной Германией. Кстати, именно из этого времени растут ноги у поговорки, что на поле играют две команды по 11 человек, а побеждают всегда немцы. ФРГ в то время обыграть было просто нереально. Чемпион Европы, лидер которого Карл-Хайнц Руммениге из мюнхенской «Баварии» два года подряд получал «Золотой мяч» 1980 и 1981гг. А еще Харальд Шумахер, Пауль Брайтнер, Пьер Литтбарски, Ханс-Петер Бригель, Карл-Хайнц Фёрстер… Западные немцы после «золота» итальянского чемпионата Европы-1980 крушили всех подряд, добившись стопроцентного результата в своей отборочной группе с потрясающей разницей забитых и пропущенных мячей – 33:3! А ведь в соперниках были далеко не слабые Австрия и Болгария, плюс Финляндия и Албания, с которой у западных немцев были довольно напряженные футбольные отношения. Вдумайтесь только, ФРГ в среднем за матч забивала в отборе по четыре гола!

И вот вслед за такой всесокрушающей Бундесмашиной стояла команда Бескова. Константину Ивановичу по его же просьбе во время осенних решающих матчей с Турцией (4:0 – 3:0), Чехословакией (2:0 – 1:1) и Уэльсом (3:0) помогали тренировать команду Валерий Васильевич Лобановский и Нодар Парсаданович Ахалкаци. Все дело в том, что спартаковского рулевого очень волновал вопрос дисциплины в команде. Ведь приходилось руководить настоящими европейскими «звездами», которые познали вкус побед на международной арене в своих клубах. И если на своих Рината Дасаева, Юрия Гаврилова, или вот Сергея Шавло Бесков еще мог найти управу, то с Рамазом Шенгелия, Виталием Дараселия, Александром Чивадзе, Тенгизом Сулаквелидзе, Владимиром Бессоновым, Анатолием Демьяненко, Сергеем Балтачей, Леонидом Буряком время от времени возникали разные непредвиденные обстоятельства. Эти футболисты из тбилисского и киевского «Динамо», уже прошедшие в футболе Крым и Рим, огонь и воду, которых масс-медийные медные трубы восславляли на весь футбольный мир, были ершистыми парнями с норовом. Особенно Олег Блохин, единственная на то время советская суперзвезда мирового масштаба. Попробуй с такими совладать. Опоздали на сборы? Так отмазка у всех железная – тренеры задержали. А так и Лобановский, и Ахалкаци лично привозили своих подопечных на сборы главной команды страны, где следили за их поведением. А заодно и поднимали морально-волевые качества, когда это было нужно. Тут уже не забалуешь и на прошлангуешь, особенно у Валерия Васильевича.

Боже, сколько же было радужных надежд у советских любителей футбола касаемо чемпионата мира в Испании. Зарубежные СМИ то и дело положительно отзывались про игру сборной СССР и называли ее возможным возмутителем спокойствия на Мундиале-1982. Например, тренер действующих чемпионов мира аргентинцев Луис-Сезар Менотти заявлял, что выступление советской команды может стать самым большим сюрпризом на предстоящем испанском чемпионате мира. Так что попасть в главную команду страны мечтал любой футболист Союза. А тут сам старший тренер сборной предлагает тебе выступать в его клубе. Мол, примеришь красно-белые цвета «Спартака», не за горами и красно-белая форма сборной СССР. А останешься в своей провинции, никаких перспектив иметь не будешь, и про чемпионат мира можно забыть навсегда. Как тут откажешься от такого заманчивого предложения? И Виктор Грачев, до этого уже начавший блистать в донецком «Шахтере», согласился.

Бесков наигрывал атакующий тандем из молодого перспективного 19-летнего Сергея Родионова и уже опытного 25-летнего Виктора Грачева. Эта сладкая парочка довольно результативно отыграла традиционный спартаковский турнир, который проходил в зимнее межсезонье под крышами столичных крытых спортивных комплексов. Бесков был доволен действиями Тандема. Забивать «Красной Пресне» и периферийным «Спартакам» в таких вот дружественных матча, или вот на международном турнире приза «Недели» (принимали участие еще московское и берлинское «Динамо», болгарская «Славия», краснодарская «Кубань», которую «Спартак» разгромил – 5:0) это, конечно же, хорошо. Но главным мерилом были официальные соревнования.

Дебютировал за московский «Спартак» Грачев 26 февраля 1982 года, когда при счете 1:0 в пользу «Красно-белых» в матче зонального турнира Кубка СССР против хабаровского СКА на 70 минуте заменил Калашникова. Гол Феди Черенкова на 81 минуте закрепил победу «народной команды России» - 2:0, и, казалось, никто и ничего не помешает «Спартаку» занять первое место, чтобы продолжить борьбу за Кубок страны. Ведь матчи проходили в московских манежах. Больше того, в соперниках были клубы низших лиг.

Потом было сенсационное поражение от смоленской «Искры» - 0:1. Матч судил украинец Мирослав Ступар из Ивано-Франковска, и в начале матча назначил пенальти в ворота Дасаева, который оказался победным для представителя Первой лиги. «Спартаку» не помогли ни три тысячи зрителей на трибунах ЛФК ЦСКА, ни выход трех игроков атакующего плана во втором тайме. Грачев появился сразу же после перерыва. Но, увы, «народная команда России» в тот день напоминал беременную женщину, потуги которой никак не могут привести к рождению плода – гола. За «Спартак», кстати, тогда играл еще один украинец – Иван Вишневский, «звезда» которого потом хоть и не ярко, но засияла в днепропетровском «Днепре» и сборной СССР.

Последний матч в зональной группе подопечные Бескова, уже без Грачева, но с Вишневским, без проблем одолели своих костромских одноклубников – 3:1. Но этого для выхода в плей-офф Кубка страны оказалось недостаточно. Грачева начали мучить боли в спине. Тем более неожиданным оказалось его включение в стартовый состав матча 1 тура чемпионата СССР. Как раз на фото видим тех, кто вышел играть 26 марта 1982 года в ленинградском спортивно-концертном комплексе имени Владимира Ильича Ленина (а тогда всё и вся в Союзе называлось именем вождя мирового пролетариата) против местного «Зенита». 25 000 болельщиков аплодисментами встретили Шавло, Грачева (второй слева-направо), Морозова, Черенкова, Сочнова, Гесса, Калашникова, Вишневского, Гаврилова, Дасаева, Романцева. Матч проходил с преимуществом гостей. Спартаковцы должны были побеждать, но тандем Родионов – Грачев раз за разом запарывал стопроцентные голевые моменты. Трижды форварды оказывались с глазу на глаз против голкипера «Зенита» Михаила Бирюкова, и ни разу не смогли его переиграть. Тут любой тренер задумается про целесообразность пребывания таких нападающих на поле, которые никак не могут исполнить свои прямые обязанности. К тому же, по словам самого Виктора Грачева, запоровшего в том матче стопроцентный момент: «Играли под крышей, на жестком покрытии. А ноги-то без нагрузок ослабли, на синтетике, будь она неладна, держат слабовато. Во втором тайме затеял комбинацию с Гавриловым и так дернул четырехглавую мышцу на левой ноге - аж искры из глаз. Почти разорвал».  Так что на следующий матч против минского «Динамо» Виктор не вышел.

А вот 2 апреля, уже в Спорткомплексе «Олимпийский» в Москве, родном для «Спартака», при наплыве 30 000 зрителей Грачев на 21 минуте четко замкнул прострел Сочнова и забил первый «красно-белый» гол в чемпионате СССР сезона-1982. Правда, он оказался дебютным и последним для Виктора Александровича в составе «Спартака». Грачев еще трижды защищал честь команды Бескова в домашних матчах против ЦСКА, «Днепра» и «Металлиста». И после того, как 2 мая на Центральном стадионе имени догадайтесь с одного раза кого, при 9 600 зрителях (это тем, кто поет про переполненные трибуны в чемпионатах СССР), Грачев за минуту до финального свистка с близкого расстояния не смог пробить голкипера харьковчан Житника, больше он в основу не попадал. А тут еще и спартаковские болельщики не очень тепло стали отзываться про бомбардирские таланты Виктора, мол, на фига нам такой форвард, который постоянно теряется перед вратарями команд соперниц? Убрать его из команды! Бесков прислушался к мнению «красно-белой» общественности.

Хотя, у самого Виктора Грачева есть другая версия его ухода из «Спартака»: «Последний раз вышел в спартаковской футболке в Баку. После матча, на котором Бескова не было, сидим в аэропорту, и я делюсь своими ближайшими планами с ребятами: возвращаемся в Москву - и я прошу Константина Ивановича, чтобы отпустил меня. Дасаев, Гаврилов, Шавло, другие спартаковцы, очень хорошо ко мне относившиеся, возражают: а мы, мол, попросим Бескова, чтобы тебя не опускал. Хотя в душе каждый из них понимал, что ничего другого, кроме сорвавшихся планов насчет сборной, меня в Москве не удерживало». Здесь только замечу, что в Баку против «Нефтчи» Грачев в составе «Спартака» не играл. Разве, что за дубль выходил. Тот матч команда Бескова проиграла – 3:4, а судил поединок… Мирослав Ступар. У меня лично вообще создается впечатления, что после матча в Ленинграде Бесков с собой бывшего и будущего Горняка на выездные поединки не брал, потому как Виктор не играл ни в Минске, ни в Краснодаре против «Кубани», ни в Баку.

 Грачев, кстати, так ни одного матча за «Спартак» полностью и не провел. В двух кубковых противостояниях и пяти играх чемпионата Виктор Александрович либо выходил во втором тайме, либо был заменен по ходу матча. Что красноречиво свидетельствует о том, что Бесков был в активном поиске оптимального состава. А когда определился, то места для Грачева там не оказалось. Какие уж тут мечты про чемпионат мира? А вот партнер Грачева по спартаковскому нападению, молодой Родионов в Испанию в составе сборной СССР поехал. Но это уже совсем другая история.

 

 

 P.S. 25 апреля 1984 года. Олимпийской сборной СССР для того, чтобы занять первое место в группе и завоевать путевку в Лос-Анджелес достаточно не проиграть сборной Венгрии в своем заключительном отборочном матче с разницей в два мяча. Поединок проходил в Москве на Центральном стадионе имени сами знаете кого. Наши олимпийцы, которыми тогда рулил Эдуард Малофеев, все никак не могли наладить игру в атаке. И тогда с началом второго тайма тренер советской команды выпускает на поле Виктора Грачева. Нападающий «Шахтера», быстро поняв, что его партнеры в тот вечер не настроены на командные действия, стал в одиночку разрывать оборону мадьяр. Особенно после того, как венгры вышли вперед за 15 минут до конца матча. Дважды хрупкий на вид форвард с приметными рыжими усами мог поразить цель. Но мяч упрямо не хотел идти в ворота. То штангу сотрясет, то после слаломного прохода сквозь нескольких соперников «Не хватило мастерства, а точнее - хладнокровия. После того как я обыграл вратаря, место в воротах заняли два защитника. Теперь я понимаю, что нужно было нанести сильный удар. А тогда, на поле, решил, что главное - попасть в «рамку». Удар, однако, получился тихим, и защитник вынес мяч с линии ворот». Но на сей раз трибуны не провожали Грачева свистом, как два года назад после подобных моментов. Наоборот, 35 000 зрителей аплодировали Грачеву стоя. Москва была покорена мастерством классного МАСТЕРА. Благодарные болельщики советской столицы своим хлопаньем в ладоши как бы говорили: «Извини нас, Виктор Грачев, мы были неправы!». 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты