Все новости

Иных уж нет. Зачем Стив Нэш продлевает карьеру

9 февраля 2014, 11:07

Фото: REUTERS/Brad Rempel-USA TODAY Sports

Я не писал о Стиве Нэше уже полтора года, с момента его ухода из «Финикса» в «Лейкерс». Что уж там вспоминать – эффект, который произвел на меня этот обмен, был велик. В тот момент закончилась целая эпоха, которая была и будет для меня лучшим временем для меня в качестве болельщика. Вместе с уходом канадца и мгновенной потерей того «Финикса» – одного из главных героев моего детства – я понял, что оно, детство, стремительно заканчивается, и пора бы мне тоже начинать новую главу в своей жизни. Как я поступил, спросите вы? Через месяц я сделал предложение своей будущей жене – а еще говорят, что спорт никак не влияет на повседневную человеческую жизнь. Надеюсь, моя благоверная не будет читать эти строки, чтобы не узнать ненужные подробности. Впрочем, обычно ей свойственно внимательно изучать каждую мою статью, так что, видимо, предстоит разговор. Все-таки не зря я редко пишу о Нэше – каждый раз она носит настолько личный характер, что становится похожей на страницу из дневника с единорогом на обложке.

Если моя жизнь после принятия важного решения только улучшилась (надеюсь, жена в гневе не остановится на предыдущем абзаце, дочитав до этих строк, тогда все обойдется), то о карьере Стива Нэша после его ухода из «Финикса» того же самого сказать нельзя. Помимо наличия личных мотивов писать о нем не позволяло банальное отсутствие информационных поводов. Получил небольшое повреждение, защемил то-то, прищемил там-то, потянул спину, неудачно упал с кровати – хроника баскетбольной жизни великого канадца в последние полтора года не отличалась позитивной динамикой. Я не смотрел ни одного матча в этом сезоне, в котором Нэш принимал участие, хотя, ходят слухи, такие все-таки были. Недавно он вернулся на площадку и даже , но есть большие сомнения в том, что это надолго. Существует серьезная вероятность того, что бесславный конец удивительного баскетбольного путешествия Стива Нэша совпадет с первым за долгие годы последним местом «Лейкерс» в Западной Конференции. Это будет символично, учитывая, за какими шел Нэш в прежде ненавистную команду в июле 2012 года. Тогда фантастическая четверка в составе Кобе Брайанта, Дуайта Ховарда, Пау Газоля и его самого казалась достойным соперником сверхдержаве из «Майами» в борьбе за раздел мира, в одно мгновение ставшего биполярным в глазах баскетбольной общественности. В итоге же все получилось немного иначе.

Я не хочу сказать, что это справедливая небесная кара за предательство оранжевых идеалов в угоду желтому змию-искусителю. Полтора года назад я уже написал не самый обдуманный и подобных ошибок повторять не намерен. Как мне кажется, причина тут совсем другая. Давайте немного сместимся к боковой линии и зайдем с другой стороны. Всем известно, что первое десятилетие XXI века вместило в себя двух великих разыгрывающих – Стива Нэша и Джейсона Кидда, и выбрать лучшего из них не представляется возможным. Но можно попробовать их сравнить.

В прошлом году с сорокалетием Джейсона Кидда, думая о том, что он еще поиграет один-два года и принесет немало пользы «Нью-Йорку» в качестве играющего тренера. Было видно, что он готов выполнять важную роль в хорошей команде даже в таком возрасте (посмотрите, как изменились «Никс» после его ухода, и вы все поймете), потому что он делал это всегда. «Даллас», «Финикс», «Нью-Джерси», снова «Даллас», «Нью-Йорк» – все эти команды в разное время получали в лице Джейсона Кидда либо лидера по игре, либо, начиная со второго пришествия в команду из Техаса, духовного наставника, выходящего в стартовом составе. Несмотря на все это, прогнозы не оправдались, и судьба распорядилась так, что Кидд завершил карьеру как раз по окончании прошлого сезона, моментально приобретя статус главного тренера.

Приурочивание статей к юбилеям, наверное, можно приравнять к бессмысленному тормошению одряхлевших пережитков давно ушедшего времени, так что я сейчас вам шепотом скажу, что Нэшу на днях (говорят, вчера) тоже исполнилось 40 лет, и мы вместе сразу об этом забудем. А поговорим о том, что карьера Стива, хотя и прилично переплеталась с линией жизни Джейсона Кидда (они были партнерами в «Финиксе» и около 15 лет на двоих играли за «Даллас»), все-таки имела совсем иное философско-идейное искривление. Нэш не получал приз лучшему новичку года, как Кидд, – первые годы своей карьеры он был никому не нужным и ничего не понимающим юнцом. У него были шесть неплохих лет в «Далласе», и тогда он даже принял участие в двух Матчах всех звезд, но едва ли Стив имел бы реальные шансы на попадание в Зал Славы, если бы на таком уровне он провел бы всю карьеру. Его звездные годы не растянулись равномерно по всей карьере, они сосредоточились в том периоде, в который он получил два титула MVP и всеобщее признание, уважение и обожание. Нэша было легко любить и еще проще не ненавидеть, потому что для этого просто не было поводов – отсутствие титулов и попаданий в финал вместе с яркой игрой и привлекательным имиджем сделали свое дело. В те золотые годы он вроде бы передвигался по паркету, а в глазах многих ходил по воде. Ему стоило только сказать, что «наш стиль игры может принести чемпионство», и ему моментально все верили, потому что не могли поступить иначе, хотя для этого не было никаких рациональных оснований. Заставить тысячи баскетбольных болельщиков думать о том, что чудо происходит от веры, а не вера от чуда – это уж точно не хуже 81 очка за игру.

Да, карьера Нэша совсем не похожа на карьеру Джейсона Кидда. Здесь нет места адаптации к любым условиям и в любом возрасте, и последние ее главы вызывают лишь слезы, а порой и того хуже – безразличие. Она не будет увенчана заслуженным перстнем, он не выиграет его вместе со своим другом Дирком Новицки, потому что это вместо него уже сделал кое-кто другой. Если он уйдет на пенсию прямо сейчас, никто не удивится и не расстроится, как было в случае с нынешним главным тренером «Бруклина». Карьера Кидда полноценна, логична и похожа на сюжет законченного романа. Нэшу же достался красивый блокнот с черновиками гениальных произведений, некоторые из которых были доведены до конца, но общая целостность которых безвозвратно утеряна. Часть страниц вырвана, часть стихов зачеркнута, и их смысл практически невозможно разобрать. Почему он не смог полностью раскрыться до наступления тридцатилетия; мог ли он блистать в другой системе, кроме семисекундного нападения; как можно было столько раз проиграть «Сан-Антонио»; если бы не травма Амаре в 2006; зачем ему нужны были «Лейкерс». Вопросы, вопросы.

Нэша всегда считали личностью, выходящей за рамки одного вида спорта, и это отчасти справедливо. Возможно, когда-нибудь он еще снимет фильм о своей карьере, но это будет несколько позже. Глядя же на то, как он, несмотря на все неудачи, держится за то, чтобы считаться частью этого самого вида спорта, кажется, что все эти разговоры о многообразии личности несколько преувеличены. Тот факт, что по ходу этого сезона Нэш не только не повесил кроссовки на гвоздь, но даже ни разу не заикнулся о подобных мыслях, говорит только о его безграничной любви к баскетболу. Я написал слово «только»? Нет, это единственная причина, по которой Нэш тянет с принятием тяжелейшего решения.

Есть еще один веский повод продолжать бой, который заключается в том, что Стив очень хочет, всеми силами пытается уменьшить количество тех самых вопросов в стиле «а что если?», которые ему в любом случае будут задавать лет через пять-десять. Он прошел слишком большой путь, на котором он постоянно встречал недоверие, недооценку и даже , и та степень недосказанности, которую он может оставить после себя, его явно не устраивает. Наверное, канадский волшебник думает, что если он сможет удивить всех в очередной раз и чудесным образом возродиться из того состояния, в котором он пребывает сейчас, это станет таким подвигом для него самого и для общественности, что ненавистные ему вопросы будут звучать с менее раздражающей частотой. Поэтому он все еще с нами. Поэтому еще находятся те, кто ему верит, как раньше.