Все новости

«Джордж Карл попросил меня показать Джордану что-нибудь особенное». Гэри Пэйтон по Биллу Симмонсу

22 января 2014, 11:24

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

ГЭРИ ПЭЙТОН

№41 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 17 лет карьеры, 9-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘98, ‘00), вторая пятерка All-NBA (‘95, ‘96, ‘97, ‘99, ‘02), третья пятерка All-NBA (‘94, ‘01), чемпион НБА-2006, Лучший Защищающийся Года-1996.

Во время Финала-2008 я написал в своей колонке, что если бы Рэджону Рондо доверили организовать банкет, то он многое поставил бы на стол, но и многое забрал бы с него. Проще говоря, Рондо оставлял на столе вилки и тарелки, но забирал с собой ложки и ножи. Вы, однако, по-прежнему могли хорошо отобедать за этим столом.

Гэри Пэйтон является лучшим примером подобной аналогии с банкетным столом – он приносил с собой лучшие серебряные вилки и ножи и отменные фарфоровые тарелки, но у вас не было ложечек для десерта и приходилось пить вино из одноразовых стаканчиков просто потому, что Пэйтон разбивал все бокалы. Могли ли вы насладиться обедом за таким столом? Безусловно, но, покидая его, вы все равно думали про себя «Черт, жалко что у нас не было ложечек и нормальных бокалов». Вот вам иллюстрация того, как Пэйтон накрывал этот банкетный стол:

Вилки/ножи/тарелки. Лучший всесторонне развитый разыгрывающий 90-х. Лучший игрок «Сиэттла», который одержал 64 победы в «регулярке» и вырвал две игры у «Буллс» в Финале сезона 1995-96. Один из самых легендарных «треш-токеров» всех времен. Один из пяти лучших защищающихся разыгрывающих в истории. Сезон 1999-2000 в его исполнении (24.2 очка, 6.5 подборов, 8.9 передач, 153 перехвата, 45% с игры, 3425 минут в 82 матчах) заслуженно находится в Пантеоне лучших сезонов в истории в исполнении разыгрывающих. Популяризировал стиль бритой наголо головы в 90-х и оставался верен ему до самого конца. Единственный, наряду с Оскаром и Мэджиком, разыгрывающий, который сумел развить свои навыки игры в «посте» и просто уничтожал этим менее физически развитых оппонентов. Он защищался против Джордана лучше, чем кто-либо еще, удержав его на 23.7 очков в среднем за игру во второй половине финальной серии-1996, и заставив его выдать лишь 6 попаданий из 19 в четвертом матче и 5 попаданий из 19 в шестом (Джордж Карл собственноручно убил шансы «Сиэттла», поставив Пэйтона защищаться против Майкла лишь в четвертом матче серии. Та ошибка дисквалифицирует его из любого обсуждения на тему «Лучший тренер своего поколения»). Если бы не самоуничтожение Шона Кемпа, Пэйтон выиграл бы хотя бы один титул в составе «Суперсоникс». Мне довелось видеть в деле Кидда, Стоктона и Гэри на пике их карьер, и Пэйтон был наиболее талантливым и разносторонним из всех троих, в его игре просто не было недостатков. Как можно не любить игрока, чье невообразимо большое эго заставило его назвать своих сыновей Гэри Пэйтон-младший и Гэри Пэйтон-второй?

Пропавшие ложки/бокалы. Продержался на высоком уровне игры лишь десять сезонов, что является довольно низким показателем для современной суперзвезды. Был обменян «Сиэттлом» в 2002-м, что довольно странно, ведь команды обычно не обменивают своих франчайзов, ведь так? Его последние сезоны в составе «Лейкерс», «Селтикс» и «Хит» были ужасны для его уровня, и я даже придумал фразу «показать себя Гэри Пэйтоном» после Финала-2004. Довольно заслуженно пользовался репутацией «убийцы тренеров» и «адвоката раздевалки», подравшись за свою карьеру с несколькими партнерами (в  перерыве первого матча серии против «Наггетс» в 1994-м, в которой «Суперсоникс» продули лидерство 2-0 команде, вышедшей в плэйофф с восьмого места, Пэйтон и Рики Пирс поругались и пригрозили друг друга достать свои пушки, прежде чем их удалось успокоить) и предпочитая предавать своих в кризисные для команды моменты. Играл в свирепом и безжалостном стиле с постоянным треш-токингом, который настолько же вредил команде, насколько и помогал ей. Никто из пятидесяти лучших игроков в истории так часто не менял свой статус в глазах руководства клуба от «Он наш ключевой игрок» к «Мы готовы его обменять».

Да, Пэйтон был более талантлив, чем Стоктон, в чем мы убедились в финале Западной конференции-1996, в котором Гэри сделал с Джоном все, кроме разве того, что засунул ему в рот красный резиновый мячик, привязал его к стулу и выставил на потеху толпе. Но спросите любого, игравшего в ту эпоху в лиге, кого бы они предпочли в партнеры, и почти все выбрали бы Стоктона, просто потому, что им не хотелось бы иметь дело с замашками Пэйтона. Можно ли выиграть чемпионство, когда у твоего лучшего игрока и разыгрывающего гигантское эго, и его больше заботит собственная игра, а не партнеры? Похоже, что нет.

Поменяйте Пэйтона и Стоктона местами в 1992-м, и невозможно представить, что карьера Карла Мэлоуна сложилась бы так, как ей следовало. После первой же игры плэйофф, в которой у Мэлоуна по привычке сдали бы нервы, Пэйтон разорвал бы его на части в раздевалке и в прессе. Однако никто не вспомнит об этом спустя годы – все будут лишь смотреть на статистику Пэйтона и его регалии в качестве защитника, и будут предполагать, что Гэри был лучшим разыгрывающим своего поколения. Что в какой-то мере является правдой. Однако именно Стоктон давал своей команде лучший шанс на чемпионство, всегда заботясь о партнерах, никогда не раскачивая лодку, достойно играя в «клатче» и всегда ставя интересы команды выше своих. , и это даже не стоит пытаться оспорить.

Мой выбор, однако, не отменяет того факта, что в 1997-м я поставил большую сумму на «Финикс» в их серии против «Сиэттла» в первом раунде плэйофф, в которой «Санс» почти прошли во второй раунд и проиграли лишь потому, что Пэйтон играл как сумасшедший. Я помню это так отчетливо потому, что именно тогда создал правило «Никогда не ставь деньги против Гэри Пэйтона». Стоктон был хорош, но в честь него никогда не придумывали таких правил.

Напоследок стоит упомянуть еще один сюжет из карьеры Пэйтона – то, как он расцвел в качестве ролевого игрока в составе «Майами» лишь после того, как болезненно осознал, что он больше не так хорош, как прежде. В «Бостоне» постаревший Пэйтон по-прежнему пытался в одиночку разобраться с опекуном, лез в «пост», требовал доверить ему защиту против лучшего игрока оппонентов, и ворчал, когда не получал мяч. Это было подобно тому, как наблюдать за Джейсоном Александром, приказывающим людям вокруг на съемках какой-нибудь дурацкой второсортной комедии («Неужели вы не понимаете, кто я?! Я же Джейсон Александр!») и не понимающим, что его пик в качестве актера уже давно прошел. После прихода в «Хит» Пэйтон добровольно ушел в тень Уэйда, за исключением того самого взрыва в ходе серии против «Чикаго» («Не смей так относиться ко мне, я Гэри Пэйтон!»), после которого нам довелось насладиться около 900 комбинациями, в ходе которых Пэйтон мрачно отдавал мяч Уэйду, а сам убегал в угол и ждал там паса, подобно мальчику, подающему мячи во время Уимблдона.

Когда же «Майами» понадобился опыт Пэйтона в Финале против «Далласа», тот стряхнул с себя паутину и выдал два самых важных попадания в серии: джампер, подаривший победу «Хит» в третьем матче, и олд-скулльный бросок левой от щита в финальные тридцать секунд овертайма пятого матча. Второй момент был забавен тем, что, когда партнеры кинулись поздравлять Пэйтона, на его лице появилось выражение «Видите, а вы, небось, уже забыли, что я был довольно хорош!». Однако было что-то грустное в том, как Пэйтон обрел себя в статусе ролевого игрока, способного порой блеснуть, но с трудом удерживающим кого-то типа Джейсона Терри. Неужели стоит действительно удивляться тому, что Пэйтон проявил себя в «клатче»? Неужели он опустился до такого уровня? Ведь речь идет об одном из лучших разыгрывающих в истории!

Может, нам не следует корить Пэйтона за то, что он задержался в игре ради парочки денежных чеков и поздно осознал, что его время прошло; ведь это его карьера, а не наша, и все люди, в которых есть подобное неукротимое желание побеждать, с трудом понимают, когда следует закончить. Именно это неумение понять, когда пора уходить, и делает их жажду побеждать такой всеобъемлющей. И раз Пэйтону удалось заслужить право играть в «клатче» в составе чемпионской команды и внести свой вклад в ее титул, то нам не следует сравнивать Гэри с версией Карима 1989-го года. Однако стоил ли чемпионский перстень всех этих сомнений?

Ответ на это знает только сам Гэри Пэйтон.