Все новости

Билл vs. Уилт. Симмонс пытается поставить точку. Часть 1

24 августа 2013, 21:10

Автор: Билл Симмонс.

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

Величайшие дебаты в истории НБА вовсе не являются дебатами по сути. По-моему, это странно. Например, вы можете считать «Клан Сопрано» величайшей телевизионной драмой всех времен. Я считаю, что таковой является «Прослушка». Если бы мы были лично знакомы, и подобная тема возникла после пары спиртных напитков досужим вечером, я бы отказался менять тему разговора до тех пор, пока вы бы не признали одну из трех вещей:

  • «Ты прав, Билл, я идиот, «Прослушка» действительно является величайшей телевизионной драмой всех времен».
  • «Я не знаю, прав ли ты, но обещаю просмотреть все шестьдесят пять эпизодов «Прослушки» как можно скорее, дабы мы могли продолжить наши дебаты».
  • «Ты начинаешь меня раздражать, отвяжись, Билл».

Это – единственные возможные для меня исходы спора. Хотя все это весьма субъективно – я могу верить, что «Прослушку» невозможно превзойти, но я не могу доказать этого и могу лишь приводить аргументы в свою пользу. Вот и все. Однако если бы мы ввязались в величайшие дебаты в истории НБА – Билл Рассел или Уилт Чемберлен? – то я мог бы доказать, что Расселл был лучше. Есть точный ответ, основывающийся на здравом смысле, фактах, статистике и весьма ценном мнение партнеров, соперников, тренеров и журналистов, которые наблюдали за их битвой в течение десяти сезонов.

Знаете, на что это похоже? На судебный процесс О Джей Симпсона. Через пару дней после убийства Голдмана и Брауна, когда О Джей предпринял неудавшуюся попытку улизнуть в Мексику, подавляющее большинство американцев считало его виновным. Но начался судебный процесс, и мы узнали факты о коррупции и расизме в департаменте полиции Лос-Анджелеса. Мы узнали, что с большей частью улик небрежно обращались. Мы наблюдали за тем, как сбитая с толку команда обвинителей непростительно упустила дело. Но все это не имело значение, так как О Джей должен был быть виновным. В конце концов, его кровь была на месте преступления, у него не было алиби на момент преступления, у него на среднем пальце левой руки был загадочный порез, все знали о том, как он избивал свою жену и угрожал ей, подозреваемых в этом деле больше не было, и было сложно поверить, что такое количество полицейских и других служителей правоохранительных органов вдруг так спонтанно решат подставить кого-то.

(О Джей вмешался в дела НБА в 1994-м, когда репортаж с борта вертолета о полицейской погоне за Симпсоном через южную Калифорнию прервал трансляцию пятой игры финала между «Рокетс» и «Никс». Вы только представьте, насколько плох был тот финал, что даже фаны «Рокетс» и «Никс» были больше заинтересованы в той погоне, чем в самой игре!)

Команда адвокатов умно (если не аморально) воспользовалась козырем под названием «расизм» – ибо это был их единственный шанс оправдать О Джея, даже если это означало внести раскол в общество и испортить отношения между белыми и черными в процессе – и вывернулась, так как многие присяжные просто не могли принять во внимание слабые улики. К всеобщему изумлению, О Джей был оправдан. Спустя всего год, находясь перед лицом более компетентных обвинителей и меньшим количеством улик, О Джей был признан виновным в гражданском суде и был приговорен к выплате компенсации в 30 миллионов семьям погибших. Пятнадцать лет спустя, так и не найдя виновных в убийстве Николь Симпсон и Рона Голдмана, все больше и больше американцев начинало верить, что О Джей был невиновен. Пройдет еще пятнадцать лет, и еще больше людей поверят, что его подставили. К 2035-му году никто младше сорока не будет помнить детали, кроме того, что О Джея оправдали и что, возможно, он был невиновен. Однако это не меняет того факта, что О Джей либо убил тех двоих, либо был как-то еще замешан в этом преступлении. Другое объяснение этому найти невозможно, если только вы не сумасшедший.

То же самое относится и к дебатам по поводу Расселла и Чемберлена. Уилт был более талантлив; Расселл давал больше шансов на победу для своей команды. Уилт влиял на игру своими статистическими показателями; Расселл влиял на своих партнеров. Уилт выходил на свой пик в играх «регулярки»; Расселл выходил на свой пик в играх плэйофф. Уилт уходил в тень в «клатче»; Расселл в «клатче» становился только лучше. Уилт проиграл почти каждую значимую игру; Расселл победил почти в каждой значимой игре. Уилт в одном из сезонов набирал в среднем 50 очков за игру; Расселла признали MVP в том самом сезоне. Уилта дважды обменяли по ходу его карьеры; Расселла не обменяли бы и за миллион лет. Уилт был помешан на статистике; Расселл был помешан на победах. Уилта заботило мнение фанов, журналистов и критиков; Расселла волновало лишь мнение его партнеров. Уилт никогда не становился чемпионом на школьном или студенческом уровне и лишь дважды стал чемпионом в ранге профессионала; Расселл выиграл два чемпионских титула в колледже и еще одиннадцать в НБА. Уилт игнорировал Секрет; Расселл полностью понял его. Мне не следует тратить целую главу на эти дебаты по двум бесспорным причинам: команды Расселла всегда обыгрывали команды Чемберлена, и Уилта дважды обменяли. Вот и все, спор окончен. Он был окончен еще с 1969-м, когда Расселла ушел из баскетбола в ранге величайшего игрока всех времен до прихода Майкла.

Но прошло несколько лет, потом еще пару, и статистика Уилта стала казаться все более и более неправдоподобной. Дебаты начались с новой силой. Теперь мне приходится тратить целую главу своей книги для развенчания шести самых типичных мифов в споре между Чемберленом и Расселлом.

МИФ №1. У РАССЕЛЛА ПАРТНЕРЫ БЫЛИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ У УИЛТА.

Не существует более простого для понимания командного вида спорта, чем баскетбол: если две квалифицированные команды играют семиматчевую серию, то при относительном равенстве количества таланта у обеих сторон доминирующий игрок всегда окажет решающее влияние. У нас есть шестьдесят лет опыта, дабы доказать подобное утверждение. С момента объединения лиг в 1976-м результат только одного из Финалов не кажется логичным на бумаге: когда «Пистонз» в 2004-м обыграли намного более талантливых (но тихо разваливающихся) «Лейкерс», этакий звоночек для Лиги, которая все больше смещалась в сторону игр с малым количеством очков, меньшим количеством владений, жесткой защитой и намного более медленным темпом. До тех пор, пока количество таланта у обеих сторон относительно одинаково, команда с лучшим игроком должна победить. Так что довод о более качественных партнерах работает лишь в случае, если мы докажем, что уровень таланта в командах Билла и Уилта не был относительно одинаковым. Подобное просто невозможно, ибо НБА расширилась до десяти команд лишь в 1967-м, что означало наличие качественных игроков во всех командах. Люди думают, что Расселл играл лишь с будущими членами Зала Славы, а бедняга Уилт застрял в командах с кучей алкоголиков; подобное мнение не только глупо, но и невозможно, если учесть обстоятельства того времени. Представьте, если вы уберете из нынешней НБА всех иностранных игроков, сократите количество черных игроков вдвое, затем оставите в лиге лишь восемь команд. Разве даже в худшем случае в каждой команде не останется по паре «олл-старов» и паре-тройке солидных ролевых игроков? Конечно! Добро пожаловать в НБА 1956-1966.

Вот вам раскладка тех сезонов, когда Расселл играл в НБА.

1957. Расселл присоединился к «Бостону» в середине декабря сразу после Олимпийских игр в Мельбурне, «кельты» затем протискиваются сквозь «Филадельфию» (в составе которой играли члены Зала Славы Пол Аризин и Нил Джонстон) и сталкиваются с «Сент-Луисом» в Финале. У «Бостона» два отличных «гарда» на пике возможностей (Билл Шерман и MVP’57 Боб Коузи) и трио новичков в лице Расселла, Хейнсона и Фрэнка Рэмзи; у «Сент-Луиса» в составе играли двухкратный MVP Боб Петит, Макоули и Слетер Мартин (члены Зала Славы), а также трио солидных ролевых игроков Чарли Шейр, Джек Коулмен и Джек МакМэхон. Так как «Бостон» выиграл серию в седьмой игре, можно с уверенностью сказать, что команды были одинаково талантливы.

1958. «Хоукс» мстят благодаря новичку (и члену Зала Славы) Клиффу Хагану, и травме лодыжки Расселла. Вновь одинаковый уровень таланта у обеих сторон.

1959. «Бостон» вырывается вперед: трое «олл-старов» Расселл, Кузи и Шерман, двое многообещающих «гардов» Сэм и Кей Си Джонс, лучший шестой игрок Рэмзи и один из лучших поинт-форвардов Хейнсон. Но даже с таким составом им потребовались семь матчей, чтобы пройти «Сиракьюз» (во главе с Дольфом Шейсом и Хэлом Гриром), прежде чем вынести «Лейкерс» Элджина Бейлора. В течение этих трех лет (и двух чемпионских титулов) «кельты» превосходили соперников по уровню таланта лишь однажды.

1960. «Бостон» проходит «Филадельфию» в шести играх, но им требуется семь матчей для победы над «Хоукс» с четырьмя членами Зала Славы (включая новичка Ленни Уилкинса). В то же самое время новичок Лиги Уилт становится MVP сезона, играя с Аризином (десятикратный «олл-стар»), Томом Голой (член Зала Славы и пятикратный «олл-стар»), Гаем Роджерсом (играл в МВЗ четырежды) и Вуди Солдсберри (Новичок Года’58, участник МВЗ’59). У «Бостона» было больше мощи, но не намного. И Уилту повезло не играть в одной команде с Эриком Сноу, Дрю Гуденом, Сашей Павловичем, Лэрри Хьюзом и Турдо Сандовичем, как ЛеБрону в 2007-м.

1961. Наступает двухлетний период, во время которого «Бостона» является самой перегруженной талантом командой в истории НБА: «кельты» расправляются с «Сиракьюз» и «Сент-Луисом» на пути к четвертому титулу; «Филадельфия» же оступается на пути к Финалу, и Уилт выбрасывает своего первого тренера из команды (в дальнейшем это станет повторяющимся трендом, следующими в списке будут Нил Джонстон, Дольф Шейс, Алекс Ханнум, Фрэнк МакГуайр, Бутч ван Бреда Колфф).

1962. По-прежнему нагруженные талантливыми игроками, «кельты» сумели одолеть «Уорриорз» Уилта лишь в семи играх, и добыли титул лишь в овертайме седьмой игры Финала против «Лейкерс» Уэста и Элджина. Я же говорю – в то время все команды были хороши (странный факт – Расселл стал Самым Ценным Игроком сезона, но даже не попал в первую пятерку НБА по итогам «регулярки»).

1963. Первые признаки кризиса: Шерман заканчивает с баскетболом, Кузи и Рэмзи стареют, а новичок Хавличек еще не тот самый Хондо. «Селтикс» потребовалось семь игр, дабы отбиться от «Цинциннати» во главе с членами Зала Славы Оскаром Робертсоном, Джеком Туайменом и Уэйном Эмбри, и еще шесть, дабы добить «Лейкерс». В том же сезоне «Уорриорз» переезжают в Сан-Франциско, заканчивают сезон с 31-49 и пролетают мимо плей-офф с Уилтом, Роджерсом, Томом Мешери (попал на МВЗ в том сезоне), Элом Эттлзом и Уилли Ноуллсом (четырехкратный «олл-стар») в составе.

1964. Кузи завязывает с баскетболом, и ни один из «кельтов» в том сезоне не попадает в первую символическую пятерку НБА, что не мешает им обыграть «Цинциннати» с Оскаром и «Новичком года» Джерри Лукасом, и с легкостью расправиться с «Уорриорз» Уилта (а также с будущим членом Зала Славы Нейтом Термондом в составе) в финале. «Бостон» добились титула без настоящего разыгрывающего и мощного форварда в составе – кроме Расселла, у них больше не было хороших подбирающих или игрока, набирающего больше пяти передач в среднем за игру – но мы все же поставим им галочку в графе «Больше всего таланта среди всех команд в лиге» в последний раз.

1965. Рэмзи уходит из баскетбола, игра Хейнсона заметно бледнеет в его последний сезон. Несмотря на это, «кельты» завершили «регулярку» с лучшими показателями в эпоху Расселла (62-18), и уничтожают «Лейкерс» в финале благодаря своему Большому Трио и монструозному сезону от Сэтча Сэндерса. Что касается «воинов», то они развалились, проиграв семнадцать игр кряду, и обменяли Уилта в «Филадельфию» в стиле «Доллар в обмен на тридцать центов». Впервые команда Уилта равна «Бостону» по уровню таланта благодаря Хэлу Гриру (десять подряд участий в МВЗ), Люку Джексону («олл-стар», ставший восьмым в Лиге по подборам в том сезоне), Чету Уокеру (семикратный участник МВЗ), Лэрри Кастелло (сыграл на МВЗ шесть раз), и двум приличным ролевым игрокам Дэйву Гамби и Джонни Керру. Именно поэтому серия между «Филадельфией» и «Бостоном» решалась в последнем владение седьмой игры в старом «Гардене» (знаменитое «Хавличек перехватил мяч! Хавличек перехватил мяч!» Джонни Моста).

1966. Хейнсон завязывает с баскетболом, Кей Си Джонс быстро теряет форму, и Большому Трио «кельтов» приходится полагаться на стареющих ветеранов (Карл Браун, Мел Каунтс) или отверженных другими командами игроков (Дон Нельсон и Лэрри Сигфрид) в последний сезон Ауэрбаха. Впервые в эпоху Расселла «Бостон» закончил «регулярку» вторым после «Филадельфии» (54 победы против 55 у «Фили»). Как всегда, это не имеет значения, ибо «Селтикс» пройдут «Филадельфию» в пяти играх и выиграют седьмую игру финала против «ЭлЭй» с разницей лишь в два очка. У «Филадельфии» в том сезоне было явно больше таланта, по крайней мере, на бумаге.

1967. Кей Си покидает спорт, еще один ветеран приходит в команду (будущий член Зала Славы Бэйли Хауэлл), и Расселл пытается выполнять функции играющего тренера.

(Неопытность Расселла в качестве играющего тренера сразу стала доминирующей темой того сезона: Билл забывал дать игрокам отдохнуть во время матчей или забывал вернуть их в игру, в общем, часто ошибался. В следующем сезоне, Расселл сделал Хавличека и Джонса фактически своими ассистентами, превратив «Бостон» в своего рода любительскую команду, где игроки сами заменяли себя и придумывали комбинации во время тайм-аутов. Это принесло «кельтам» еще два титула. С 1979-го ни одна команда НБА больше не пыталась повторить подобное).

С первого же дня это был сезон «Филадельфии»: благодаря толчку от новичка Билла Каннингема и неожиданному озарению Уилта, понявшему, что ему вовсе не требуется забивать каждое очко команды, дабы помочь своим партнерам (об этом озарении мы еще поговорим), «Филадельфия» закончила сезон с 68 победами в копилке, выиграла серию с «кельтами» в пяти матчах и одолела «Уорриорз» в финале в шести матчах, добыв для Уилта его первый титул. Это был самый подходящий момент для Уилта – его самая сильная команда против самой слабой команды «Бостона» того времени.

1968. Уилт лидирует в НБА по передачам, у «Филадельфии» на восемь побед больше, чем у «Бостона», по итогам сезона. Стареющие «кельты» умудряются отыграться с 1-3 в финале Восточной конференции, затем обыгрывают весьма крепкую команду «Лейкерс» на пути к десятому титулу Билла. После того сезона «Филадельфия» обменяла Уилта в «Лос-Анджелес» в стиле «Доллар за сорок центов».

1969. С Расселлом и Джонсом, дышащими на ладан, никто не воспринимает «кельтов» всерьез, особенно когда они занимают лишь четвертое место на Востоке по итогам регулярного чемпионата. В первом же раунде «Бостон» обыгрывает признанного фаворита «Филадельфию» в пяти играх. Во втором раунде они обыгрывают фаворитов из Нью-Йорка – ту же самую группу игроков, которые выиграют титул в следующем сезоне и которых нью-йоркская пресса будет называть «Величайшей командой в истории» следующие двадцать пять лет. В Финале «Бостон» отыгрывается с 0-2 и берет седьмую игру в Лос-Анджелесе.

Подведем итог: в течение десяти лет команды Расселла были более талантливы, чем команды Уилта, лишь в четырех случаях (’61, ’62,’63, ’64), а также имели небольшой перевес в 1960-м. В 1965-м «Филадельфия» и «Бостона» были одинаково плохи. С 66-го по 69-й Уилт играл в намного более сильных командах. В шести из тех десяти сезонов уровень таланта между командами Уилта и Билла можно было назвать «равным» или «относительно равным». После того, как Расселл покинул лигу, «Лейкерс» проиграли знаменитую «игру имени Уиллиса Рида» в финале-70, в следующем сезоне пострадали от травмы Джерри Уэста и проиграли будущим чемпионам «Бакс», в 72-м выиграли 69 игр в «регулярке» и промаршировали ко второму титулу в карьере Уилта, а в 73-м проиграли в финале-реванше «Никс». Уилт завязал с баскетболом после десятилетнего периода, когда он играл в командах, талантливых достаточно для выигрыша титула в каждом конкретном сезоне. Вот вам и «У Расселла партнеры были лучше»! Если и есть к чему цепляться, так это к факту, что Расселлу повезло иметь такого тренера, как Рэд, в течение десяти лет. Опять же, по словам Ауэрбаха, он никогда бы не смог тренировать такую примадонну, как Уилт. Теперь обобщим: Расселл играл лишь с четырьмя членами юбилейной NBA’s Top 50 at 50 (Хавличек, Коузи, Шерман, и Сэм Джонс); Уилт же играл с шестью (Бэйлор, Уэст, Грир, Каннингем, Аризин и Тёрмонд). В период с 1957-го по 1969-й партнеры Расселла участвовали в МВЗ двадцать шесть раз; партнеры Уилта в период с 1960-го по 1973-й становились «олл-старами» двадцать четыре раза. Давайте больше не будет приводить довод о разнице в классе и таланте между партнерами Билла и Уилта. Спасибо.

МИФ №2. РАССЕЛЛ БЫЛ НЕ ОСОБЕННО ХОРОШ В НАПАДЕНИЕ.

Вот где история нечестно обошлась с Расселлом. Мы возносим командную игру чемпионских «Никс», быстрые отрывы Уэса Ансельда и альтруистичную игру Уолтона за «Блейзерс» в 77-м, однако именно Джонни Керр был первым пасующим «центром» в истории лиги, а Расселл был следующим. Помните, как вся система нападения «Портленда» основывалась на пасах Уолтона в 77-м?

(Уолтон в среднем набирал 5.5 передачи за игру в плей-офф-77. Расселл набирал в среднем больше пяти передач в семи разных плей-офф, включая 6,3 передачи в плей-офф-65, когда записать результативный пас в свои статистические показатели было намного труднее. За свою карьеру Расселл в среднем набирал больше передач в играх плей-офф (4,7.), чем любой другой центровой, сыгравший больше 30 игр в «постсезонке»).

После ухода Кузи «кельты» проводили все комбинации в позиционном нападение через Расселла из-за отсутствия настоящего разыгрывающего. Когда вы смотрите игры Расселла в записи, его способности пасовать выделяются почти так же, как и его защита – не только благодаря его способности находит срезающих в «краску» партнеров, но и из-за способности начинать отрыв сразу после блока или подбора на своей половине площадки. Вот что пишет Хавличек в своей автобиографии «Хондо» в 1977 о его первом сезоне без Расселла:

«Невозможно описать, как нам его не хватало. Люди думаю о нем лишь как о защитнике и подбирающем, но он был ключом к нашему нападению. Он отдавал пасы точнее, чем кто-либо, с кем я когда-либо играл. Это имело большое значение для таких ребят, как Нельсон, Хауэлл, Сигфрид, Сандерс и я, потому что ни один из нас не был хорош в игре один на один. Расселл делал нас лучше. Его способности отдать пас, поставить качественный заслон и в общем руководить нападением всегда недооценивались».

Так почему же Расселла не ценят за его способность пасовать? ПОТОМУ ЧТО УОЛТОН БЫЛ БЕЛЫМ, А РАССЕЛЛ БЫЛ ЧЕРНЫМ, ВОТ ПОЧЕМУ! Шучу, я лишь пытался изобразить Стивена Смита, который говорит о спорте так, словно его CAPS LOCK всегда включен. Вообще Расселла не ценят за его способности к пасу по той же причине, по которой все считают, что он играл с восемью членами Зала Слава на протяжение тринадцати лет или что его команды всегда были более талантливы, чем команды Уилта: потому что людям легче спекулировать слухами, чем самим трезво взглянуть на вещи. Когда вы смотрите игры Расселла в записи, четыре аспекта его игры выделяются сразу: его способность пасовать, его умение блокировать броски оппонентов, его скорость в переходе от защиты к нападению и его неожиданное умение в получение подбора на своем щите и разгоне отрыва в стиле истинного разыгрывающего. Расселл был словно Деннис Родман-левша, только если бы у Родмана были способности Уолтона к пасу, атлетические способности Дэвида Робинсона и маниакальная жажда победы Майкла Джордана, плюс если бы Родман умел блокировать броски, словно Джош Смит, которому дали поиграть в WNBA в течение целого сезона.

А вы бы наслаждались игрой с таким партнером по команде? Я так и думал.

(Продолжение следует)