Все новости

5 лучших и 5 худших драфтов Ар Си Бьюфорда

25 июня 2013, 22:11

Тандем Поповича и Бьюфорда – образец эффективного управления командой НБА. Взяв все лучшее, что можно было у Лэрри Брауна, Дона Нельсона и Боба Хилла, отбросив все недостатки чужих систем менеджмента, Грегг Попович и Ар Си Бьюфорд смогли создать великую команду.

И хотя эта команда и зиждется на «блю-чипе», удачно попавшем в руки Поповичу в 1997 году, однако для создания династии было необходимо окружить этот алмаз другими драгоценными камнями. Какие же заслуги принадлежат Бьюфорду, а какие – Поповичу? А может быть, какие-то победы пришли только благодаря советам маститых помощников – от Баденхольцера и Игэна до Прести и Демпса?

Чтобы разграничить удачи двух патриархов, мы возьмем дату назначения Бьюфорда генеральным менеджером «Сан-Антонио» – июль 2002 года. Таким образом, все успешные драфты до этой даты (а это и Джинобили с Паркером, взять которых своего босса убеждал именно Бьюфорд) остаются в резюме Поповича – несмотря на то, что и тогда, и сейчас все важные решения происходят в «Сперс» коллективными усилиями. Все новички, приходившие в команду для того, чтобы вернуть чемпионство в Аламо, будут считаться креатурами Ар Си Бьюфорда. И вот пять лучших из них.

5. Бено Удрих – #28 на драфте-2004

  • Это мог быть: Дэвид Харрисон (#29)
  • Вместо него: «Даллас» выбрал Павла Подкользина (#21)

О драфте Удриха сказать многого нельзя – просто еще один стабильно хороший выбор, ничего грандиозного, но потрачено с умом, а, если бы Удрих чуть сильнее старался, то и пользы от него было бы больше. «Сперс» нужен был бэкап Паркеру, и Бено хорошо подходил на эту роль – по сути, дублируя функции основного разыгрывающего.

Фронткорт команды выглядел здорово, поэтому необходимости в условном Варежао не было, а вот Удрих пришелся ко двору и взял с командой два перстня. И если бы не пропущенная предсезонка в 2006 году и последовавший за этим спад в игре, спровоцировавший недовольство Поповича (а также появление в команде ветерана Жака Вона), он мог бы остаться в «Сан-Антонио» и дольше. Но в какой-то момент Поп, привыкший к тому, что его игроки выходят на паркет через боль, устал от нежного и хрупкого словенца и отпустил его. Но для 28-го номера это вполне достойный выбор.

4. ДеХуан Блэйр – #37 на драфте-2009

  • Это мог быть: Джон Брокман (#38)
  • Вместо него: «Детройт» выбрал ДаХуана Саммерса (#35)

Может быть много споров по поводу удачности этого выбора. Прошедший сезон Блэйр и вправду провел на уровне игрока, выбранного под 37-м номером. Но сезоны до этого ДеХуан наиграл на первый раунд. В таланте Блэйра мало кто сомневался до драфта, и даже слишком малый рост для игрока «краски» не смущал скаутов. Проблема была в медицинской карте Блэйра – перед драфтом медики не советовали никому выбирать ДеХуана, поскольку у крепыша к тому времени уже не было передних крестообразных связок в обоих коленях. Никто не верил, что 120-килограммовый парень сможет передвигаться на паркете на таких коленях. Кроме Бьюфорда.

Агент Блэйра обещал тому на драфте, что ДеХуан получит гарантированный контракт, и сдержал обещание – на переговорах он убедил Бьюфорда дать Блэйру контракт, в котором три года были гарантированными. По сути на ДеХуана делалась такая же ставка, какая делается на игроков из первого раунда. И несмотря на то, что Блэйра в команде мы возможно уже не увидим в следующем сезоне, за 4 года в «Сперс» Блэйр убедил – 37-й пик не был потрачен впустую.

3. Тьяго Сплиттер – #28 на драфте-2007

  • Это мог быть: Аландо Такер (#29)
  • Вместо него: «Юта» выбрала Морриса Элмонда (#25)

То, что теперь «Сперс» могут обходиться без Блэйра – это заслуга Сплиттера. Тьяго стал продолжением идеи менеджмента «Сан-Антонио»: тратить пики в конце первого раунда на баскетболистов, играющих в Европе. В отличие от многих иностранных игроков, которые выходят на драфт в 19-20 лет, Сплиттер никуда не торопился, имея хороший контракт в Испании, и потому вышел на драфт только в 22, когда больше тянуть уже нельзя по правилам НБА. Там Бьюфорд и подобрал уже известного в кругах Ассоциации, но не готового уехать из Европы центрового. Если бы не это, Сплиттер мог бы уйти и в лотерее – сомнений в том, что он сможет показать себя в НБА, не было. Но никто не хотел рисковать упустить игрока, как когда-то «Орландо» потеряло Франа Васкеза.

Да и с выкупом контракта у «Басконии» надо было заморачиваться. Бьюфорд терпеливо подождал, когда контракт Сплиттера подойдет к концу и Тьяго, добившись всего в Европе, сам захочет попробовать свои силы в НБА. Так «Сперс» получили готового MVP испанского чемпионата, который вскоре адаптировался к американскому баскетболу, занял место в старте, разгрузил Тима Данкана под кольцом и дошел с командой до финала НБА – пускай и несколько коряво.

Почему же у других команд не хватает терпения запасаться игроками из еврочемпионатов? Что ж, Бьюфорд знает, что его никто не уволит, даже если он не сможет усилиться на каком-то конкретном драфте. Другие же наемные менеджеры вынуждены брать новичков, которые убедят в своей полезности здесь и сейчас, и боятся рисковать своей работой, выбирая европейцев на будущее. В этом главный козырь менеджмента «Сан-Антонио» – каждый знает свою работу, и никто не делает поспешных шагов. Великие команды строятся на терпении.

2. Джордж Хилл – #26 на драфте-2008

  • Это мог быть: Джей Ар Гидденс (#30)
  • Вместо него: «Шарлотт» выбрали Алексиса Ажинсу (#20)

Джордж Хилл стал еще одним провидческим пиком Бьюфорда. Хилл очень поздно заявил о своем стремлении выйти на драфт после трех лет в колледже и не нанял агента. Поэтому он не учитывался ни в каких моках, и до просмотров Джордж не рассматривался как серьезный претендент на первый раунд. Даже после преддрафтового тренировочного лагеря Хилла, который произвел там хорошее впечатление, прогнозировали во второй раунд.

«Нам повезло получить этого парня. Наши скауты проделали отличную работу, оценивая его. Обычно есть какие-то обстоятельства, почему такие хорошие игроки падают так низко на драфте, и для Хилла – это то, что он играл в маленьком колледже и остался незамеченным для других», – говорил Бьюфорд после драфта, делая акцент на том, что Джордж великолепно показал себя в лагере. Все остальные команды побоялись брать игрока, о котором слишком мало знали, а менеджмент «Сан-Антонио», как обычно, был впереди всех и знал, кого драфтует.

Хилл не сразу стал играть большую роль в команде, но Бьюфорд напоминал, что со времен Паркера ни один новичок не мог сходу стать ключевым исполнителем, поэтому просил всех запастись терпением. Вскоре Джордж Хилл стал любимым игроком Поповича и посрамил всех скептиков, считавших, что Бьюфорд ошибся, когда предпочел его Чалмерсу. А в 2011 году Джордж Хилл принес «Сперс» еще больше пользы, потому что…

1. Кавай Ленард – #15 на драфте-2011

  • Это мог быть: Крис Синглтон (#18)
  • Вместо него: «Хьюстон» выбрал Маркуса Морриса (#14)

«Наверное, это самый тяжелый момент за всю мою карьеру в «Сперс», – признавался Бьюфорд. – Потерять такого игрока, как Джордж Хилл, который так много значил для нас, для нашей культуры, для нашей раздевалки... Это одно из самых сложных решений, которые нам приходилось принимать». Но «Сперс» верили, что в трейде в день драфта они получают игрока, который как минимум не слабее Хилла, но сможет дать больше, поскольку выступает на проблемной позиции. Джордж Хилл никогда не имел возможности влиять на игру САС в полной мере, поскольку был в тени основного игрока на своей позиции – Тони Паркера.

И в день драфта в 2011 году два клуба НБА совершили идеальный трейд. Обе команды получили то, что им нужно: «Индиана» – местного разыгрывающего в старт, отлично подходящего под стиль игры команды, а «Сан-Антонио» – атлетичного свингмена, способного освежить команду. «Уровень Кавая, его победный опыт в колледже, его габариты дают нам отличную возможность усилить нужную позицию», – считал генеральный менеджер, и он, как обычно, оказался прав: Кавай великолепно влился в состав и явно усилил команду. Без Ленарда САС не смогли бы так ударно провести этот год.

Ну и бонусом – в этом трейде «Сан-Антонио» получили еще и права на двух европейских игроков – Давида Бертанса и Эразема Лорбека. Вдруг когда-нибудь пригодятся?

* * *

Что ж, все мы не безгрешны. Бывали и не столь удачные попадания.

5. Виктор Саникидзе – #42 на драфте-2004

  • Кого нужно было взять: Тревор Ариза (#43)

Так уж вышло, что после 38-го пика на драфте новичков оставался лишь один игрок уровня НБА – молодой и атлетичный, но нестабильный «всадник без головы» Тревор Ариза. И надо же такому случиться, что именно перед выбором Аризы «Сперс» остановились на другом игроке. Бьюфорд предпочел Тревору игрока из Европы – проверенное дело – Виктора Саникидзе из французского «Дижона».

«Я не смотрел драфт, в Грузии было в это время еще ранее утро, я спал. Мой агент позвонил мне и разбудил меня, чтобы сообщить хорошие новости», – рассказал Саникидзе. Шансы, что Виктор заинтересует Поповича сейчас стремятся к нулю, так что пик был потрачен зря – а ведь ради него «Сперс» расстались с пиком второго раунда следующего года и денежной суммой – не велика потеря, но именно ради Саникидзе «Сан-Антонио» поднимались на драфте, когда стоило обратить внимание на Аризу. Так что «шпоры» умудрились пойти по единственному сценарию невезения: стали той самой командой, что пропустила последнего стоящего игрока на драфте.

4. Маркус Уильямс – #33 на драфте-2007

  • Кого нужно было взять: Глен Дэвис (#35)

Много талантливых игроков не смогло реализовать свой потенциал из-за характера. Маркус Уильямс – один из таких. Отсутствие мотивации, проблемы с трудолюбием, скверные отношения с партнерами – все эти характеристики отпугивали многих перед драфтом. Ар Си Бьюфорд в несвойственной ему манере решил рискнуть и взять проблемного свингмена. В итоге Маркус продержался всего 1 игру – Бьюфорд не хотел заполнять им последнее место в ростере и отправил того в фарм команды в Остин. Сезон Уильямс заканчивал в «Клипперс». В следующем году Бьюфорд дал парню еще один шанс, но и им Маркус не воспользовался, снова уехав в D-лигу.

Не складывается судьба у баскетболистов по имени Маркус Уильямс. Один, выбранный «Нетс» под 22-м пиком в 2006 году, не смог закрепиться в 4 командах НБА и стал колесить по свету, поиграв и в России. И оба Маркуса Уильямса играли в Китае. Но если первый Маркус после Китая играет за «Уникаху», то второй, выбор «Сан-Антонио», не играет нигде – китайская Ассоциация дисквалифицировала его за употребление марихуаны.

3. Малик Хэйрстоун – #48 на драфте-2008

  • Кого нужно было взять: нужно было оставить Горана Драгича (#45)

 «Это очень универсальный игрок, который хорошо провел последний сезон, и мы все ожидаем, что он сможет пробиться в состав», – считал Бьюфорд в 2008 году. Он отмечал, что это форвард новой формации, который может сыграть на разных позициях, умеет разыгрывать и своей активностью принесет много пользы. Примерно этим Малик сейчас и занят – но только в «Милане». Отчислили его в дебютный сезон – ради того, чтобы дать второй шанс Маркусу Уильямсу. И все бы ничего – 48-й пик всего лишь, однако…

Зная, что выбирающие после САС «Сиэтл» и «Финикс» не заинтересованы в Хэйрстоуне (генменеджеры этих команд Сэм Прести и Стив Керр сами ранее работали в «Сан-Антонио»), Бьюфорд решил упасть на драфте со своего 45-го номера на пару позиций ниже. По результатам обмена с «Финиксом» Бьюфорд получал игрока, выбранного под 48-м номером. А по указке Керра «Сперс» выбрали под своим пиком Горана Драгича. Спустя несколько лет можно сказать – лучше бы сами оставили себе Драгича, а не Хэйрстоуна. Видимо, Ар Си боялся, что еще один словенец повторит судьбу Удриха и рассердит Поповича.

Единственный плюс той сделки – от «Санз» команда получила еще и будущий драфтпик, который позднее был потрачен на ДеХуана Блэйра.

2. Леандро Барбоза – #28 на драфте-2003, обменен на пик «Финикса» первого раунда

  • Кого нужно было взять: нужно было оставить Барбозу

Бьюфорд и Попович всегда выбирают на драфте великолепных латиноамериканцев – от Ману до Тиаго. Но, увы, от некоторых из них впоследствии приходится отказываться. Так было со Сколой, права на которого позднее обменяли в «Хьюстон». Ну а с Леандриньо это произошло прямо в день драфта. «Сперс» считали, что чемпионский состав у них забит до отказа, а потому новичок будет лишний, и согласились на предложение «Финикса» поменяться: пик 2003 года на пик 2005 года.

Барбоза упал на драфте из-за травмы бедра. «Сиэтл» мог выбрать его даже под 14-м номером, но в последний момент предпочел Риднаура. «Санз» очень хотели видеть бразильца, даже устроили ему особый просмотр прямо перед драфтом, и если бы еще одна цель аризонцев Жарко Чабаркапа не был свободен под 17-м номером, то под ним выбрали бы Леандро. И никакой трейд не был бы нужен.

Леандро мгновенно усилил «Санз». Бьюфорд же полученный пик позднее обменял в «Нью-Йорк» – чтобы те приняли на себя контракт Малика Роуза, а взамен отдали центрового Назра Мохаммеда. Под тем пиком в итоге был выбран Дэвид Ли. Вот так и Барбозу отпустили, и Ли не получили. Зато еще два раза чемпионами стали, чего уж там…

Ирония судьбы – в 2010 году САС уступили всухую в плей-офф «Финиксу», растеряв последние шансы зацепиться за серию в третьей игре, проходившей в Сан-Антонио. В той встрече солировали два игрока скамейки «Санз», некогда сброшенные в Аризону менеджментом «Сан-Антонио»: Горан Драгич и Леандро Барбоза. Что ж, и у великих бывают свои неудачи.

1. Джеймс Андерсон – #20 на драфте-2010

  • Кого нужно было взять: Грейвис Васкес (#28)

Поначалу казалось, что Джеймс Андерсон окажется еще одним игроком, нашедшим свою роль в отлаженном механизме «Сперс», особенно учитывая, как проваливались или травмировались все, кто был выбран сразу за ним – Крэйг Брэкинс, Эллиотт Уильямс, Дэмион Джеймс, Доминик Джонс. А ведь Андерсон мог даже не достаться «Сперс» – он получил травму прямо на просмотре и из-за этого упал на пару позиций на драфте. Все выглядело как чудо – игрок, словно созданный для пикенролльного нападения Поповича, попадает в руки Греггу. Дик Витале даже считал, что Джеймс станет звездой в «Сан-Антонио», и утверждал: это – главная «кража» на драфте.

20-й номер Андерсона был самым высоким с тех пор, как «шпоры» выбрали Тима Данкана в 1997 году. И поэтому очень обидно, что свингмен так и не нашел себе места в команде. Его дебютный сезон начался с травмы, из-за которой больше стал играть Гэри Нил. Нилу удалось убедить Поповича в том, что он необходим этой команде, и когда Андерсон вернулся, пробиться в ростер стало тяжелее. Часть сезона он провел в фарме. А в следующем году в «Сперс» появились еще и Ленард с Джексоном, заиграл Дэнни Грин, и Джеймс Андерсон просто оказался лишним. Увы, но конкуренция в НБА – сложное испытание.

А все-таки – насколько классной организацией нужно быть, чтобы за 10 лет драфтов твоим худшим решением был выбор Джеймса Андерсона под номером 20?

* * *

«Мы всегда знаем, кто нужен нашей команде, а для этого важно осознавать, что сработает именно в «Сан-Антонио», а что нет. Это снижает риски. Есть в НБА игроки, которые не могут стать игроками «Сперс», а есть «шпоры», которые, возможно, не смогли бы заиграть где-то еще», – Ар Си Бьюфорд.