Все новости

Черный ящик пикирующего бомбардировщика

12 июня 2013, 12:46

Перед стартом этой серии ЛеБрон Джеймс имел все шансы закрепиться в десятке лучших игроков всех времен. Для этого ему нужно было просто провести финал на своей волне, без фантастических спуртов, невероятных показателей, трипл-даблов 20-20-20 или 50 очков в каком-то из поединков. Это называется ожиданием.

Оно оправдано тем, что уровень остальных девяти баскетболистов, входящих в этот исторический ранжир настолько высок, что лишь ему под силу замахнуться на то, чтобы в него проползти. Кто из современных игроков на периметре, способен выбросить из него Кобе Брайанта? Кто из больших достигнет уровня Данкана и Оладжувона или хотя бы перещеголяет Шакила О’Нила и приблизится к пантеону? Мы все свидетели того, как уникальный спортсмен старается покорить вершину, которая, вероятно, окажется не по силам многим после него в течении, как минимум, этого десятилетия. Это порождает интерес. Я не болею за него в нынешнем году, не болел в прошлом, не буду болеть в следующем, но я получаю удовольствие от того, что на моих глазах творится история, и я могу наблюдать за тем, как он туда запрыгнет или как рухнет со скоростью пикирующего бомбардировщика

ЛеБрон по состоянию на финальную секунду третьего матча куда ближе ко второму, чем к первому. Он чересчур боязлив, он не берет на себя ответственность. Я не меряю его по Дюрэнту, я меряю его по Берду. И если такую манеру в первом матче можно внести ему в актив, ведь Джеймс объективно пытался создать для партнеров ту почву, которая позволит им почувствовать землю под ногами и начать хотя бы попадать свои броски, то два следующих поединка четко продемонстрировали, что недостаток агрессии — это не к партнерам, это к его характеру. Самый страшный сон вернулся, серия с «Далласом» вновь перед глазами, он опять на публичной обочине.

«Хит» под давлением не работают как команда, Уэйд и Джеймс не взаимодействуют между собой, они играют отдельно друг от друга

«Хит» под давлением не работают как команда, Уэйд и Джеймс не взаимодействуют между собой, они играют отдельно друг от друга, Споэльстра получает серьезную пощечину от каждого любителя баскетбола. Если два года назад Дуэйн еще физически мог закладываться на то, чтобы затащить конкретную игру в таком стиле и нивелировать тактические огрехи, то сегодня это просто непозволительная роскошь, впридачу у них больше нет Боша как атакующего фактора, они совершенно не грузят мяч в лоу-пост на своих номинальных «больших». Они больше не могут играть без ЛеБрона как основного плеймейкера. В прошлом финале «Майами» бегали против школьной команды, полагавшейся на свою скорость, атлетизм, индивидуальный талант, задор. Они были еще слишком юными, наивными и неподготовленными для того, чтобы побеждать под давлением финала лучшей лиги мира.

Сегодня флоридцы выходят против ветеранов, которые при цементирующей все и вся защите позволяют мячу ходить. Они вынуждают соперника обороняться не против таланта конкретной личности, а против коллективного взаимодействия, отточенного тремя последними сезонами. Игроки «Сан-Антонио» индивидуально не представляют той опасности, какая может решить исход финала в их пользу, но уровень их командного взаимодействия выводит каждого из этих мужиков на определенно иную планку. Это рука тренера, когда любой баскетболист находится на своем месте, и вы выжимаете из него максимум. Грин всегда оказывается в любимых и горячихуглах, Кавай располагается в позиции, где может вырвать едва ли не любой подбор в нападении, заслон Сплиттера позволяет Паркеру находить свои зоны под требуемыми траекториями и так далее. И это работает не столько за счет мастерства конкретного игрока, сколько за счет вектора. Попович не дает играть так, как вы хотите. Здесь нет свободы принятия решений Уэстбрука, чем-то подобным обладает лишь Джинобили, да и то потому, что он обязан ловить ритм и берет на себя зачастую те броски, которые в любом случае лучше, чем потенциальная потеря за невозможность разбить 24 секунды. Если вы не слушаетесь – тайм-аут тут же, выговор, вне зависимости от имен и заслуг.

Чтобы обыгрывать такую команду, вам необходимо отвечать ей той же монетой, быть тактически гибкой машиной с несколькими направлениями для задействования собственных ресурсов, и при этом вы априори обязаны закладываться на то, что Джеймс будет хотя бы забивать свои броски. Кавай, Нил и Грин набрали в этой серии столько же очков, сколько он, Уэйд и Бош. О какой победе в финале НБА может идти речь?

Одно дело, когда ты просто не забиваешь свои мячи, не прет, не лезет, но ты умираешь в защите, топчешь, ползешь на линию штрафных, пытаешься находить партнеров в самых выгодных для них положениях. Мы простили его во второй, поскольку он это сделал. Ничего, бывает. Что ЛеБрон показал сегодня?

Ты можешь быть альтруистом тогда, когда твоя команда чувствует себя хорошо, но ты обязан как лидер забыть об этом тогда, когда она на аппарате жизнеобеспечения

Он отказывается от мяча, перекладывает его в руки больному Уэйду, который просто не может идти в контакт и отходит на противоположную сторону. Делает он это не при +10, а при -10, когда каждая секунда на вес золота, а каждый штрафной необходим больше, чем глоток воздуха. Сколько там он вышел на линию за эту неделю? Ноль в третьей и шесть раз за предыдущие две игры. Мы говорим о том, кто в состоянии пробить 10-15 за игру, о том, кто своей медвежьей походкой в роли скринера может быть монструозным пик-н-ролл четвертым под завершение. Где это? Полчетверти второй игры. Да, впечатляюще.

В защитной серии важно каждое очко. Оно может определить исход поединка и то, насколько агрессивно ты играешь и как активно выходишь на линию, напрямую говорит о твоей готовности забрать этот чертов матч за счет получения вот этого минимального, но ключевого превосходства.

Ты можешь быть альтруистом тогда, когда твоя команда чувствует себя хорошо, но ты обязан как лидер забыть об этом тогда, когда она на аппарате жизнеобеспечения и нуждается в легких очках. «Спёрс» живут по принципу, провозглашенному еще Зазой Пачулией и ты не заставляешь их пожалеть, не наказываешь их, не меняешь их план на игру. Поповичу абсолютно побоку на то, что он проиграл второй поединок в серии. Он лучший тренер мира, который прекрасно оценивает ситуацию и понимает, что обыграет своего визави, если удержит Джеймса. Техас не упадет перед больным Уэйдом, Бошем, Чалмерсом и Майком Миллером. Без него здесь все кончено.

Твоя обязанность как лучшего в своей ипостаси, сделать так, чтобы главная модель игры на все противостояние для оппонентов оказалась максимально наказуемой: соберись с мыслями, проползи на линию, получи минимальный ритм, начни попадать свои броски, защита опять стянется на тебя, партнеры освободяться, «драйв-энд-кик» заработает и вы на коне. Не факт, что выйдет, но нужно пытаться. Смелость города берет.

Что мы видим здесь? «Сан-Антонио» зачастую специально отходит от него на метр-полтора, чтобы Джеймс атаковал со средней, лишь бы не пустить его в трехсекундную зону, а он не играет пик-н-ролл в роли маленького, не играет в роли большого, не обыгрывает на первом шаге, крайне неудачно сближается, практически не убегает в быстрые отрывы и не разбирается с оппонентом в траффике, не приказывает играть те комбинации, которые задействуют всю его мощь. Не потому, что не может, а потому что не хочет этого по-настоящему. Мы не ждем от него того, чего он не показывал буквально еще на прошлой неделе.

Никто не мешает ему взять три-четыре айзо подряд при серьезном отставании, когда игра уже практически в руках у соперника, чтобы доказать свое превосходство и указать на собственное присутствие, заставить оппонента дрогнуть, а партнеров – поверить в возможность камбека. Риск уже минимален. Взамен он избавляется от мяча, причем не создавая при этом отличную возможность для атаки.

Я не виню его в том, что он промахивается. Я виню его в том, что Джеймс сознательно или нет, не использует весь свой ресурс и не создает для себя и партнеров те условия, которые необходимы для победы. Я видел, на что он способен, я видел, как он может. Я не требую от него миллиарда очков. Я хочу видеть от претендента на десятку в мировой истории выполнение своей работы. Это то давление, которое было создано не мной, а его же собственным уровнем игры. Да, легко не будет, за все нужно нести ответственность, и ты должен быть готовым к тому, чтобы взвалить ее на себя. С какой такой стати? Мы воспитаны на I can accept failure, everyone fails at something. But I can’t accept not trying. Ты сам на этом рос, он же был твоим идолом, ты же ему поклонялся. Что это отображает? Смелость, характер. Публика простит 30 промахов, если увидит бойцовские качества, но она не простит и пяти, если их не будет. 37-летний Данкан, прыгающий за мячом на трибуны при огромном перевесе его показал, ЛеБрон в прайме – нет. Как дважды два.

Публика простит 30 промахов, если увидит бойцовские качества, но она не простит и пяти, если их не будет

Худший показатель +/- в карьере, тот самый, что отличает его от остальных за счет одновременной отдачи в нападении и защите? Вы, наверное, шутите, правда?

Четвертая игра не будет такой же, «Сперс» выбросили весь свой запас трехочковых, возможно, потеряли максимально агрессивного Паркера и дали «Хит» слишком много пищи для размышлений. Выигрывать финал против примерно равного противника с разгромной разницей в счете на ранних этапах серии практически всегда плохо, ведь в следующей игре уже он получает преимущество за счет работы над ошибками. Подъем-переворот в 55 очков вам это доказал.

Вопрос в другом: каким уровнем игры должен ответить Джеймс в оставшихся матчах, чтобы все вокруг забыли о том, что сейчас произошло, о кошмаре стартовых трех матчей и больше о психологическом, нежели об игровом провале? Прошлый год нас вроде как научил тому, что он готов отвечать. Этот же заставил задавать комичные вопросы, о которых мы даже не могли подумать раньше: а где был бы ЛеБрон в этой серии без попаданий Чалмерса и Майка Миллера?

Это заставляет нас задать еще один вопрос: а способен ли он вообще заткнуть всех, против второго техасского тактического, грамотного, коллективного монстра, а не детей, выпрыгнувших из собственных штанов?

Количество верующих уменьшается с каждой минутой. Четвертый матч с его дополнительным давлением становится новой игрой года