Все новости

Лучший финал последних лет. Как Луисвилл обыграл Мичиган

9 апреля 2013, 14:32

Фото: REUTERS/Jeff Haynes

Я своеобразно, если не сказать специфически, отношусь к студенческому баскетболу, во многом из-за разницы в классе и мастерстве между игроками, стремящимися стать профессионалами, и ребятами, для которых попадание в команду — вершина спортивного пути. Тем не менее, есть моменты, когда именно NCAA дарит самые сочные поединки, когда на решающих стадиях встречаются команды, относительно равные друг другу, без какого-то судьбоносного перевеса, как Дьюк или Кентукки. В таком случае на первый план выходит азарт, делающий ваш день. Несмотря на национальное освещение, это ведь все равно дети: если у них попрет, они будут бомбить через руки, совершать сумасшедшие акробатические проходы, если нет — станут драться за каждый подбор, фолить – так фолить, бить – так бить. Сегодня ни на одном из матчей НБА нет такого контакта, как в важных студенческих противостояниях, ведь здесь никто не собирается никого жалеть, нет заслуженных ветеранов и сопляков, нет Стерна, все примерно в равных условиях, а наглость и гормоны еще больше все это перемешивают.

Последний набор финальных матчей не особо удался, ведь пять из шести его участников выбросили непонятно что, не подарив с эстетической точки зрения и грамма удовольствия. Конечно, если бы Гордон Хэйворд попал свой трехочковый с центра площадки, мое мнение изменилось бы на диаметрально противоположное, однако сравниться по качеству баскетбола с сегодняшним матчем они не могли априори. Схватка «Луивилля» и «Мичигана» имела подтекст. «Желтые» с Трэем Берком могли достичь того, что так и не сумел добиться Крис Уэббер с его Fab Five, «Кардиналс», в свою очередь, получили уникальную возможность принести шикарный подарок главному тренеру Рику Питино в связи с его включением в Зал Славы, дополнительно возведя его в ранг первого тренера в истории, приводившего к чемпионству два разных университета.

Команда Питино начала ожидаемо, закрывшись «зоной» против Берка и попытавшись форсировать его тяжелые броски. Трэй промазал все на свете в первом матче «Финала Четырех», и они не могли не поджать его. Лучший игрок сезона, тем не менее, не обратил внимания на давление и своими же агрессивными действиями доказал, как лучше всего разбить эту самую «зону»: дальние броски и мячи из под кольца. Для Рика все пошло наперекосяк. Во-первых, главная звезда игрового года поймала кураж, во-вторых, его ставка на активные проходы Смита и Сивы отчетливо оставляла желать лучшего. Расс, набивавший 25 очков в среднем в NCAA Tournament, явно поплыл, а Пэйтон брал на себя уж слишком тяжелые броски, да и тот факт, что его начал возить в защите человек из ниоткуда — не мог на него не повлиять.

Все специалисты поголовно отмечали, что без привычного агрессивного и результативного Берка «Мичигану» можно на паркет даже не выходить, а когда Трэй поймал второй фол — болельщикам «Вулверинз» было в пору таблы глотать, но история одного из лучших финалов последних лет началась именно здесь. Спайк Ольбрехт, белый маленький защитник из малюсенького городишки, в котором жителей в три раза меньше, чем людей сегодня на трибунах, набиравший при этом меньше двух очков в среднем по сезону, вышел на паркет и стал раздавать налево и направо. За три минуты он пробил лучший результат в карьере, еще через восемь на его счету было уже 17 очков с кучей точных дальних попаданий с самых различных положений и лишь единственным промахом (нарвался на подстраховку Дьенга).

Смит, отправившийся вслед за Берком на скамейку из-за перебора персональных замечаний, пропал с радара, темп игры не позволял Сиве получать пространство, а усилий Бокенена на щите явно было недостаточно. И как только показалось, что подопечные Питино теряют нити игры, на первый план вышел Люк Хэнкок, не просто в одиночку отыгравший огромные для такой встречи «-12», но и позволивший команде выйти вперед ближе к последним секундам первой половины. Четыре дальних попадания к ряду творят чудеса. «Мичиган» все-таки не поплыл и сумел ответить на рывок первой команды страны, но становилось ясно, что целому ряду подопечных Болейна необходимо прибавлять после перерыва, ведь далеко на Ольбрехте не уехать. И до них это дошло.

Берк тут же повел команду за собой, его поддержал Тим Хардуэй-младший, обладатель не только знаменитой фамилии, переданной ему от папаши, но и прекрасной генетики: совмещая недюжинный атлетизм со своей кошачьей пластикой, сын «Мистера Кроссовера» показывает каждому, что значит быть рожденным для баскетбола. Еще один наследник, «Литтл Дог» – Гленн Робинсон-младший – также пытался не отставать от партнеров. Трэй как обычно полагался на скорость, резкость, наглость, умение пройти под кольцо и после акробатического этюда выйти на линию или же бросить тройку с ведения после хорошего высокого заслона. Тим продавливал в посте уступающих ему в габаритах задних, Гленн же пытался освобождаться от опеки и пользоваться тем, что внимание защиты концентрировалось на звездной задней линии. Однако здесь «Мичиган» совершил ключевую ошибку.

Обладая перевесом в индивидуальном таланте и мастерстве, умении решить исход эпизода в одиночку (особенно в свете выпавшего из ритма Расса Смита), «Вулверинз» позволили баскетболу открыться, предоставив слишком много пространства Пэйтону Сиве, потащившему «Луивилль» на собственной шее после перерыва. Заметно прибавивший за последнее время разыгрывающий активно проходил под кольцо, отрывался от оппонентов, устраивая нагоняй всю вторую половину матча. Трехочковые, вернувшие «Кардиналс» в игру до перерыва, перестали быть их главным оружием: агрессия Бохенена на щитах, активность Дьенга в защите и умение Сивы взаимодействовать с ними во многом и стали определяющими. Вдобавок, африканец еще и мяч приятно двигал. Вообще песня. Питино просто передавил соперника под кольцом, а Митч МакГэри, один из главных сюрпризов решающей стадии плей-офф – фактически самоуничтожился, когда будучи на трех фолах совершил глупейшее нарушение правил на Хэнкоке, выведя тем самым себя из игры на определяющие минуты.

«Луивилл» начал активно поджимать противника по истечении получаса игры, а «Мичиган» оказался недостаточно хладнокровным, чтобы их за это наказать: несмотря на яркую и красочную игру с массой великолепных моментов, «желтые» совершенно не желали попадать штрафные с высоким процентом, позволяя «Кардиналс» фактически безболезненно проявлять чрезмерную агрессию в защите. Талант не значит хладнокровие. Это и стало определяющим фактором: сначала Сива удачно сходил на линию, затем его команда дважды здорово довела мяч до Дьенга, реабилитировавшегося за неуверенный полуфинал, а в довершении Хэнкок попал из-за дуги, доведя разницу в счете до максимальных для подопечных Питино десяти очков, в то время как противники допускали ошибки с линии штрафных.

Вполне ожидаемо Трэй Берк попробовал спасти отечество. Он шел в жесткий контакт, пытался забивать в тяжелом проходе, получил массу ударов по собственному телу, но «Луивилл» делал главное: пускал его внутрь под больших и перекрывал периметр, не позволяя атаковать из-за дуги из выгодных положений. В двухочковом баскетболе отыграть такую разницу не представлялось возможным, особенно когда теневой супергерой Чейн Бохенен, в окружении троих соперников, вырывал подбор за подбором в нападении, пока наконец не заталкивал мяч в кольцо.

«Джорджия Доум» до сих пор держит пятнадцатилетний рекорд посещаемости матчей регулярного чемпионата НБА, а с сегодняшнего дня и аналогичный показатель на главном матче сезона в NCAA также принадлежит мультиспортивной арене из Атланты, ставшей свидетелем воистину красочного поединка, выбившегося из когорты унылых матчей, где давление душит большинство находящихся на площадке еще до самой игры.

Выиграв щит, поджав соперника в обороне и заставив его смотреть исключительно на индивидуальные качества своих исполнителей без привязки к их активному взаимодействию, «Луивилл» попал ключевые броски в первой и второй половинах и сумел навязать оппоненту выгодный для своих лучших игроков темп. Рик Питино привел в действие главное преимущество своей команды: тренера из Зала Славы у кромки, полностью переигравшего новичка национального финала Джона Болейна.

Опыт, система, харизма, самоотдача и характер на зубах обыграли индивидуальный талант, а Люк Хэнкок с его сорока двумя очками со скамьи в «Финале Четырех» и двумя лучшими результатами в карьере – навечно вошел историю главного студенческого соревнования в мире. Именно восемь трехочковых из десяти от форварда в двух решающих играх предопределили первый титул для «Кардиналс» с 86-го года. Как и во времена Fab Five, всей этой поросли не хватило выдержки. Ни один игрок новоявленных чемпионов практически не имеет шансов на большую карьеру в НБА, в отличие от проигравших им сегодня визави, но в этом и феномен, и прелесть студенческого баскетбола: организация игры, и ничто иное, определяет конечного победителя.

«Луивилль» - «Мичиган» 82:76 (37:38, 45:38)

Л: Хэнкок 22 очка (5/5 — трехочковые) + 2 перехвата, Сива 18 очков + 6 подборов + 5 передач + 4 перехвата, Бохенен 15 очков + 12 подборов (7 — в нападении), Смит 9 очков (3/16 с игры), Дьенг 8 очков + 8 подборов + 6 передач + 3 блок-шота, Блэкшир 8 очков

М: Берк 24 очка + 4 подбора, Ольбрехт 17 очков, Хардуэй-младший 12 очков + 5 подборов + 4 передачи, Робинсон-младший 12 очков