Все новости

Истина в последней инстанции. Пол Пирс по Биллу Симмонсу

18 марта 2013, 15:52

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книга баскетбола» (переиздание 2010-го года)

ПОЛ ПИРС

№47 в Пирамиде Славы Билла Симмонса

Резюме: 15 лет карьеры, 10-кратный участник Матча Всех Звезд, вторая пятерка All-NBA (‘09), третья пятерка All-NBA (‘02, ‘03, ‘08), чемпион НБА-2008, MVP Финала-2008

Краткое резюме Пола: переиграл ЛеБрона в седьмой игре полуфинала Восточной Конференции 2008-го года, затем справился с Кобе в Финале-2008; закончил первую декаду 21-го века в качестве лучшего легкого форварда лиги, чье имя не ЛеБрон; постоянно прыгает выше головы в важных играх, даже разобрав на кирпичики «Орландо» в финале Восточной Конференции 2010-го (24,3 очка, 8,3 подбора, 52% с игры), уже пройдя свой карьерный пик; показал запоминающуюся выносливость, пропустив длительный отрезок игр лишь однажды (когда «Бостон» начал заваливать сезон в 2007-м в надежде получить Одена или Дюрэнта и усадил Пола на лавку); удивительно упрямый игрок, не пропустивший ни одной предсезонной игры в 2000-м, несмотря на то, что за две недели до начала «предсезонки» его едва не зарезали (в 2004-м Пирс сломал четыре зуба посреди игры с «Санс», надел капу и продолжил игру до победного конца. Назавтра ему понадобилась семичасовая операция на зубы. Через день он вышел в игре с «Бобкэтс» и забил победный бросок. Мужик); добился успеха, несмотря на самую ужасную лицевую растительность в истории НБА (единственный атлет, чья борода и усы заставляли фанов вспоминать своих стареющий тетушек и бабушек); и хотя ему уже тридцать пять лет, у него в запасе есть пара лет удовлетворительной игры.

Возможно, я слишком предвзят – как-никак, я видел 80 процентов его игр, был на большинстве домашних игр «Селтикс» в его первые четыре года в лиге и провел много времени, думая о таких странных вещах, как «Черт, почему у меня такое странное ощущение, будто Пол курил травку с Рикки Дэвисом до 5 утра?». Но после того, как я был свидетелем превращения Пола из «игрока с потенциалом френчайза» в «лидера чемпионской команды», я понял, что карьера Пирса является отображением того, каково быть поклонником современной НБА.

После некоторых затруднений в ужасающую эру Рика Питино в «Бостоне» Пол превратился в потенциального альфа-самца, подписал контракт на 6 лет с окладом в 71 миллион, затем вывел «Селтикс» в финал Восточной Конференции в 2002-м, где показал героическую игру в третьем матче («Селтикс» отыграли 25-очковое отставание), несмотря на итоговое поражение «Бостона». После того финала Пол наверняка подумал «Это произошло, я добрался до высшего уровня, теперь я один из великих!». Затем он начал вести себя как полный придурок (Мое объяснение: то происшествие с ударом ножом, давление большого контракта, расстройство от чудачеств Питино. Его поведение, возможно, не вызывает симпатии, но его можно объяснить). Он сыграл за сборную США, которая опозорила себя на ЧМ-2002, затем вернулся со странным отношением к игре (начал бить себя в грудь, постоянно жаловаться на все вокруг и спорить с судьями), начал вести себя как примадонна и проводить слишком много времени на вечеринках. И это длилось целую вечность – эта была та эпоха в НБА, когда игроки вели себя как идиоты без каких-либо последствий – пока все не посыпалось в плей-офф-2005, когда Пирса выгнали с площадки за жесткий фол, и «Бостон» чуть не продул серию с «Индианой».

Бостонские фанаты обнаружили себя в ситуации, до боли знакомой каждому истинному поклоннику НБА в последние две декады: мы устали от актерства Пола, считали, что ему требуется начать все заново в другой команде, зная, что нам не удастся провернуть удачный обмен, и задавались вопросом, была ли его карьера провалом. Что еще остается делать в подобной ситуации? Скрестить пальцы и надеяться, что талантливая звезда, уже заработав больше денег, чем может понадобиться в жизни, вдруг поймет «Возможно, я растрачиваю свой потенциал, может, мне следует взяться за ум»? Или признать, что он – потерянный актив, и обменять его? Здесь нет однозначного ответа. Команды, которые в свое время обменяли Бэрона Дэвиса, Чарльза Баркли, Ти-Мака, Аллена и Си-Уэбба, жалели о своем решении. Команды, которые вовремя обменяли Кэнни Андерсона, Стефона Марбери, Деррика Колемана, Лэрри Джонсона и Шона Кемпа, никогда не жалели об этом. В данной ситуации оказались «Бостон» и «Индиана», у кого на руках были игроки с потенциалом френчайза, которые не полностью реализовывали свой потенциал (Пол Пирс и Джермейн О’Нил соответственно). Обе команды решили оставить их в составе вместо того, чтобы обменивать доллар на 70 центов, и это решение отлично сработало для «Селтикс» и ударило по «Пейсерз». Последствия подобных решений никогда нельзя предсказать. Это невозможно.

Дело в том, что «Селтикс» действительно хотели обменять Пола. Тем летом они согласились было с «Портлендом» на обмен истекающего контракта Ника Ван Экселя и третьего драфт-пика (планируя взять себе Криса Пола), когда Пол отменил сделку, намекнув, что заставит всех в Портленде пожалеть о данном обмене. Возможно, это и был переломный момент. Возможно, он, наконец, повзрослел, как и мы все в свои двадцать с лишним лет (в свои двадцать я бухал, курил и не был особенно разборчив с женщинами, и ведь тогда у меня не было ни гроша в кармане. Что, если бы я зарабатывал 14 миллионов в год, жил в особняке и каждую ночь участвовал в групповухах? Это было бы катастрофой! Я бы не справился с этим. И если бы мне все же удалось написать эту книгу, она была бы посвящена моим четырем незаконнорожденным сыновьям Билли-младшему, Билли Третьему, ДаБиллу и ЛеБиллу). Возможно, прошло достаточно времени с того злосчастного удара ножом, и Пол, наконец, остыл. Возможно, ему довелось посмотреть одну из игр «Селтикс» эпохи Берда на ESPN, он заметил, как сходит с ума «Гарден», и подумал «Когда-то это было честью играть за «Селтикс», может, мне пора что-то предпринять». А, может, он устал от постоянных вечеринок (я ставлю на это – Рикки Дэвис способен испортить кого угодно!).

Что бы ни произошло в сезоне-2005/06 Пол стал всем, кем мы хотели, чтобы он был. Взвалив на плечи молодую команду «Бостона», он начал переигрывать звезд оппонентов, стал специалистом в клатче и делал все это с улыбкой. Помните, как Анджелина Джоли порвала с Билли Бобом Тортоном, перестала носить на шее маленький хрустальный сосуд с каплей его крови, перестала одеваться как гот, начала усыновлять детей из стран третьего мира и бороться со СПИДом, превратилась в Мать Терезу и превратила Брэдда Питта в Майка Брэйди, и эта трансформация из «плохой» в «хорошую» была настолько резкой, что кровь стыла в жилах? Именно так все выглядело в случае с Пирсом (вот что я написал в своей колонке в январе 2006-го: «Наблюдать за карьерой Пирса в этом сезоне на ежедневной основе было потрясающе – всё равно, что иметь сына-неудачника, который вдруг начинает со всеми здороваться, выносить мусор, содержать свою комнату в чистоте и приносить из школы только «пятёрки». Вы всегда надеетесь, что это произойдет, вы не теряете веры в чудо, но никогда не ожидаете, что это действительно случится»). К декабрю 2006-го, когда лига полнилась слухами об обмене-блокбастере, который увенчает усилия «Селтикс» по перестройке команды, я начал получать электронные письма от владельцев сезонных абонементов следующего содержания: «Плевать, что мы проигрываем игры с минимальным отставанием, наблюдать за Полом каждый вечер стоит этих денег, лучше нам не обменивать его».

Что происходит, когда звезда НБА обнаруживает себя в безнадежной ситуации? Он начинает набивать собственную статистику. Он начинает вслух выражать своё недовольство в стиле «Я не уверен, что мои партнёры хотят побеждать». Он пропускает двенадцать игр из-за растяжения, из-за которого остальные пропускают лишь пять игр. После проигрыша он медленно уходит с площадки с выражением на лице, которое красноречиво говорит «Я не просился играть с этими неудачниками». Рано или поздно, он начинает требовать обмена в другую команду, так как хочет, чтобы ему платили как френчайзу, но при этом не хочет ответственности за команду. Но вся соль в ситуации с Полом до обмена Гарнетта и Аллена заключалась именно в этом – Пол хотел был «кельтом». Пол хотел быть в команде, когда наступит перелом. Все будут помнить сезон-2007/08, но величайший сезон в карьере Пирса произошел раньше – в тот год, когда он, наконец, взял на себя ответственность за команду и убивался на паркете каждый вечер. Фундамент для дальнейшего успеха был заложен именно в тот год. Почему это произошло? Я не могу объяснить. Но именно поэтому «Денвер» сохранил у себя Мело на два лишних года (о чем вскоре пожалел), ибо вы никогда не хотите, чтобы отличный игрок взялся за ум, когда уже играет за кого-то другого.

К плей-офф-2008 Пирс был там, где должен был быть. Он вышел на пик в защите, разобравшись с ЛеБроном, уничтожив Тэйшоуна Принса и взяв на себя Кобе, когда «Селтикс» отыграли 24-очковое отставание в четвертой игре финала. В нападении он превратился в игрока, контролирующего ход встречи – бросал только со «своих» точек, вовлекал партнеров и брал игру под контроль по необходимости. В психологическом плане он стал сердцем команды, единственным игроком, который до конца верил в возможность чемпионства.

За десять минут до конца шестой игры финала-2008, когда «Бостон» фактически уже завоевал чемпионство, «Лейкерс» потребовали тайм-аут, и Пирс повернулся лицом к фанатам, сидящим за скамейкой «Селтикс», наблюдая, как они пританцовывают, и счастливо кивая им в ответ. Он просто растворился в моменте. Он не делал это напоказ, не ради внимания камер; это был один из тех моментов, когда вы наблюдаете за кем-то со стороны, и понимаете все, через что он проходит в данный момент. Он думал о прошедших десяти годах в майке «Селтикс», о всех плохих вещах, которые произошли, о временах, когда он терял надежду, и сейчас он просто наслаждался моментом. Это можно было прочувствовать.

После Финала я написал статью, которую мог написать о двадцати других звездах, если бы в их карьере реализовался наилучший сценарий:

«Мы наблюдали за тем, как этот парень взрослеет. Мы видели, как он стал мужчиной. Мы верили в него, мы теряли веру и снова начинали верить. Я не хочу производить впечатления того старика из «Красотки», но мне дико хотелось выйти на площадку в тот вечер вторника и сказать Пирсу: «Сложно произнести эти слова и при этом не звучать высокомерно, но я горжусь тобой». Мы проводим так много времени, жалуясь на профессиональный спорт и жалея, что наши кумиры не превращаются в тех, кем мы бы хотели их видеть, но в случае с Пирсом, он был всем, кого мы хотели для этой команды. Когда он поднял над головой приз MVP Финала и восторженно закричал в унисон толпе, я понял, что никогда не был так счастлив за бостонского спортсмена. Сколько парней остаются в дерьмовой команда на протяжении десяти лет, затем получают шанс привести эту команду к чемпионству? Происходит ли это вообще в современном профессиональном спорте?»