Все новости

«Хэмилтона нельзя назвать столь же совершенным гонщиком, как Феттеля и Алонсо»

10 января 2014, 15:50

Экс-пилот «Формулы-1» Герхард Бергер объяснил, почему Феттель и Алонсо лучше Хэмилтона, а также отметил, что гонки Гран-при развиваются не в том направлении.

Шумахер, «Ред Булл»

- Михаэлю Шумахеру удалось пережить множество аварий в «Формуле-1», несколько падений с мотоцикла, а затем, катаясь на лыжах, он получил травму, которая угрожает его жизни. Насколько трагична подобная ситуация?

– Это судьба, и ничего более. Я знаю это из личного опыта. Я попал в автомобильную аварию, сломав шею, и мне просто повезло – потому что прямо за мной ехала машина с двумя парамедиками и всем необходимым медицинским оборудованием. Они случайно свернули на эту дорогу, потому что им просто захотелось перекусить. Это спасло мне жизнь. Точно так же нельзя избежать случайного падения на горном склоне и удара головой о камень. На такие вещи вы просто не можете повлиять.

- Это не имеет ничего общего с тем, что гонщики обычно любят рисковать?

– Полная чушь. Вы можете говорить об этом, когда Михаэль Шумахер выезжает на трассу на гоночном мотоцикле. Но если вы едете кататься на лыжах с семьей, то это не тот случай. Подобное может случиться с каждым.

- Себастьян Феттель выиграл девять последних гонок подряд. Как часто вы выключали телевизор, не дожидаясь окончания Гран-при?

– Телевизор я не выключал, но иногда засыпал перед телеэкраном.

- Какова в этом успехе заслуга «Ред Булл», а какова Феттеля? Смогли бы Алонсо или Хэмилтон, окажись они в кокпите этого болида, добиться такой же серии?

«В 2013 году телевизор не выключал, но иногда засыпал перед телеэкраном»

– Такие вещи не стоит сравнивать. Здесь речь идет о созвездии Феттеля и «Ред Булл». У сторонника крайних мер и настоящего экстремиста Дитриха Матешица появился такой же, как он сам, сторонник – Эдриан Ньюи, и они вместе создали команду с нуля. В то же самое время появился молодой гонщик, который доминировал во всем. Они искали и нашли друг друга, что в итоге привело их к завоеванию четырех титулов.

- Несмотря на такой успех, Феттелю по-прежнему приходиться сражаться за свою репутацию. Многие принижают его достижения тем, что Себастьян выступает за «Ред Булл». Фернандо Алонсо говорит, что является самым совершенным пилотом «Формулы-1», а Хэмилтон самым быстрым.

– Это не совсем справедливо. Марк Уэббер является очень хорошим гонщиком, и до этого года он также выступал за «Ред Булл». Да, я тоже считаю Фернандо Алонсо самым совершенным пилотом в «Формуле-1». Он как никто другой умеет готовить атаки на соперников. Он просто поразительным образом выбирает траекторию в первом повороте, во втором догоняет противника, а к третьему уже становится недосягаем для контратаки. Однако по итогам этого сезона я впервые готов поставить Себастьяна Феттеля на первое место. В этом году Алонсо показал, что на самом деле он не является настолько совершенным пилотом, как я думал. В трудные времена он должен вести команду за собой. Он публично критиковал «Феррари». Это не слишком продуктивный подход. Он показал, что у него есть слабости. У Феттеля ведь также были проблемы в первой половине сезона. Он мог начать говорить о чем-то, но вместо этого сохранял спокойствие, в итоге став работать только лучше. А Хэмилтон? Его нельзя назвать столь же совершенным, универсальным гонщиком, как двух ребят, о которых говорилось выше. Феттель и Алонсо уже выступают в своей собственной лиге. Хэмилтон обладает потрясающей скоростью, но, скажем так, параллельно с «Формулой-1» он работает на слишком многих стройплощадках.

Хюлькенберг, регламент

- Кто произвел на вас наибольшее впечатление, за исключением суперзвезд?

– На мой взгляд, сразу за Феттелем и Алонсо должен располагаться Райкконен. Он по-прежнему способен великолепно делать свою работу. Однако он уже достиг своего предела. Как и Алонсо. Еще я был впечатлен выступлением Нико Росберга. Говорю вам: его сильно недооценивают. Он невероятно выступал, когда был напарником Михаэля Шумахера. А сейчас, выступая в одной команде с Хэмилтоном, сделал то же самое. Он постепенно перетягивает команду на свою сторону. Вначале все были горой за Хэмилтона. Сейчас же шансы 50 на 50, и Росбергу уже второй раз удалось проделать подобный фокус. С Шумахером ведь было то же. В итоге Нико полностью переиграл Михаэля, и вполне способен сделать это вновь. Я бы доверил Нико Росбергу борьбу за чемпионский титул.

- А Хюлькенберг?

– Он хорош, но, на мой взгляд, его персона в Германии сейчас слишком раздута. В второй половине сезона все немецкие СМИ, объединившись, стремились запихнуть Хюлькенберга хоть в какую-нибудь команду. О Нико просто слишком много писали и говорили. Уж не знаю, откуда исходил этот посыл – от него самого, или от его окружения. Сначала ему прочили место в «Феррари», затем в «Лотусе», затем в «Макларене». И во всех случаях поезд ушел. Такого не должно было случиться с ним. Правду о гонщике всегда могут сказать только его результаты, и когда ситуация ухудшилась, именно это сыграло в пользу Хюлькенберга. Было бы здорово, если бы данный подход использовался с самого начала. Он заслужил место в топ-команде, чтобы показать, на что он на самом деле способен. «Форс-Индия» неплохая команда, но Хюлькенберг мог оказаться в более сильной конюшне. И то, что этого перехода не случилось, таит в себе опасность. За карьеру у гонщика есть ограниченное количество времени, чтобы привлечь к себе внимание.

«Главным фаворитом в следующем сезоне вновь будет «Ред Булл»

- Технический регламент, вступивший в силу в 2009 году, лучше всех удалось интерпретировать Эдриану Ньюи. Сейчас вся надежда на то, что новые правила 2014 года приведут к появлению в «Формуле-1» нового победителя. Или надежды напрасны?

– Эдриан работает в «Формуле-1» настолько долго, что застал времена турбированных двигателей и знает их требования. Для того, чтобы заставить работать вместе систему ERS и электрическую силу, потребуется очень светлая голова. У Ньюи она тоже есть. Тем не менее, «Ред Булл» также зависит от «Рено». В первой половине сезона очень важную роль будет играть стабильность. То же самое касается и вопроса перегрева двигателя. Сколько мы знаем Ньюи, он всегда придерживался экстремального подхода к работе. Системы охлаждения в его болидах чаще получаются маленькими, чем массивными. Так что многое будет зависеть и от инженеров. Наилучшие позиции занимает именно «Ред Булл». А у «Рено» имеется большой опыт в создании турбированных двигателей. Таким образом, на мой взгляд, главным фаворитом в следующем сезоне вновь будет «Ред Булл».

- Что вы думаете о начислении двойного количества очков по итогам финальной гонки сезона?

– Я сэкономлю вам время, сделав короткий комментарий. Это полная чушь.

Прошлое и будущее Гран-при

- Что ждет «Формулу-1»?

– Проблема в том, что в «Формуле-1» очень сложно проводить какие-то реформы – потому что нет человека, у которого были бы развязаны руки, и он мог бы что-то решать. Бульон пытаются готовить слишком много поваров. Нужно сделать так, чтобы Жан Тодт и Берни Экклстоун сформировали структуру, которая бы управляла «Формулой-1» в диктаторском режиме. Так было раньше. Сложно сказать, возможно ли нечто подобное сейчас. Непонятно, зачем в предстоящем сезоне нужно было устраивать полное сумасшествие с точки зрения технического регламента. Конечно, для инженера это здорово. В 2014 году у инженеров будет отличная игровая площадка. Однако сложно сказать, сделают ли эти изменения гонки более захватывающими, и сможет ли аудитория разобраться во всех этих технических особенностях.

- В «Формуле-1» впервые официально заговорили о потолке бюджетов. На какой отметке вы бы поставили ограничение?

– На отметке в 60 млн долларов. Денег, которые Берни Эккслтоун выделяет командам по итогам сезона, было бы вполне достаточно. Не может быть, чтобы нельзя было бы создать команду «Формулы-1», которая бы самоокупалась. «Формулу-1» смотрят во всем мире и люди думают, что команды тратят огромные деньги. Хотя на самом деле это не так. Хорошо, «Феррари» – это отдельный разговор. «Ред Булл» и «Мерседес» поддерживаются маркетинговым бюджетом. Но у остальных проблемы.

- Двадцать лет назад «Бенеттон» выиграл чемпионский титул, располагая бюджетом в 40 млн долларов. Сегодня эта цифра выросла почти в десять раз. Как это случилось?

– Все деньги уходят в развитие технологий. «Формула-1» является флагманом автоспорта и ей нужны технологии. Но нужно создать определенное окно. Многие годы главную роль играла аэродинамика, и все команды инвестировали в эту область. Теперь же почти все будет зависеть от двигателей, и развитие технологий поменяет направление. Это значит, что в какой-то момент какая-то команда станет непобедимой, потому что получится как с «Ред Булл» и Эдрианом Ньюи: у команды есть лучший инженер и лучшие инструменты. Так что лучше разделить «пакет» на несколько дисциплин, каждая из которых окажется важной: аэродинамика, механика, двигатель, пилоты, шины. Сейчас, если вы сильны в нужной области, от вас больше ничего не требуется. В последние годы вы проигрывали, если аэродинамические свойства вашего болида не были оптимальными. Это нельзя компенсировать ни пилотом, ни двигателем. А когда в машину с лучшей аэродинамикой садится лучший гонщик, у соперников просто не остается шансов.

«Ты должен был использовать все свои навыки в первой же попытке. Именно поэтому поул всегда доставался Айртону Сенне на «Лотусе»

- «Формула-1» теряет свои привлекательность. Показатели падают, машины прилипают к трассе, да и выглядят уродливее. Как это происходит?

– Нутро подсказывает, что выбрано неверное направление. Мой подход таков: 650-700 л.с. для болида «Формулы-1» – это слишком мало. С идеальной аэродинамикой, слишком широкими зонами безопасности и огромным количеством электроники пилоту остается совсем ничего. Когда в мое время ты выкладывался на полную на квалификационном круге, то мог опередить напарника по команде на секунду. И наоборот. Это случалось и потому, что тогда у тебя было множество возможностей совершить ошибку. Пилотируя те болиды, создавалось ощущение, что ты оседлал пушечное ядро. Утром на тренировке мощность болида составляла 850 л.с. А после обеда команда усиливала давление и мощность повышалась до 1200-1300 л.с. Другие настройки передаточных чисел в коробке, другие настройки антикрыльев. И квалификационные шины, на которых было очень сложно находить точки торможения. К тому этапу ты подходил вообще без подготовки. Практиковаться не получалось, потому что иначе у тебя просто сгорал двигатель. Ты должен был использовать все свои навыки в первой же попытке. Именно поэтому поул всегда доставался Айртону Сенне на «Лотусе». А ведь у «Лотуса» не было лучшей машины. В гонке же все было иначе. Снижалась мощностью двигателя, другие настройки, другие шины. Каждый раз это был новый вызов.

- Сейчас, смотря за гонками «Формулы-1» по телевизору, создается ощущение, что это очень просто?

– Да, это так. На первом месте стоит безопасность, и это правильно. Но сделано для этого было безумно много. Машины и трассы стали невероятно безопасными. Так что мы бы вновь могли вернуться к двигателям мощностью более 1000 л.с. И сделать болиды менее аэродинамическими. Сделать более жесткими шины. Болельщики должны смотреть и говорить себе: «Я бы так не смог». Как в MotoGP. С тех пор, как они изменили регламент, с тех пор, как ключевая роль стала отводиться гонщику. Должно быть именно так. Обгоны не должны превращаться в упражнение по использованию DRS. Обгон должен совершаться потому, что один гонщик был лучше, а другой хуже. Тогда это уже спорт.

- Может быть, мы на неверном пути? Возможно ли, что молодое поколение, выросшее на компьютерах, предпочтет нечто другое? Например «Формулу-Е».

– Вполне возможно. Мне предлагали участвовать в «Формуле-Е», но я отказался. Я не могу. Это не мой тип гонок. Я представитель поколения, для которого машина всегда играла другую роль. Вы гордились своей машиной. Вы устанавливали на нее широкопрофильные шины, более жесткую подвеску, задний спойлер. Если у вас была быстрая машина, но вам удавалось сделать ее еще быстрее, это было круто. Теперь же в этом нет никакого интереса. Современные машины стали настолько совершенными, что дотронувшись, вы скорее только все испортите, чем наоборот. Каждый занос контролируется. Скоро автомобилями вместо нас будет управлять компьютер. А если вы припаркуете спортивную машину около дискотеки, женщина скажет: «что за показуха». Время эволюционировало и ушло из эпохи гонок. Таким образом, «Формула-1» должна стать чем-то независимым, что не смогут скопировать дорожные машины».