Все новости

7 самых запоминающихся гонок «Формулы-1» в США

13 ноября 2013, 17:35

1963 год. «Уоткинс-Глен». Сгоревшая победа

Главным нововведением перед этой гонкой стал формирующий круг – ранее пилоты стартовали с непрогретой резиной и тормозами. Однако новшество все равно не помогло избежать происшествий – у Джима Кларка заглохла машина, и шотландцу пришлось стартовать с пит-лейн. В этом заезде Джим не сыграл главной роли, но все же сумел обратить на себя внимание, прорвавшись в итоге на третью позицию.

С поула стартовал англичанин Грэм Хилл на «БРМ», а его главными соперниками считались Джон Сертис («Феррари») и Ричи Гинтер («БРМ»). На седьмом круге лидерство надолго перешло к пилоту Скудерии, но Хилл не оставил попыток вернуться на первое место.

После тридцати кругов Грэм бросился в атаку: болиды какое-то время боролись на трассе бок о бок, и сначала успех сопутствовал действующему чемпиону мира. Однако закрепить успех пилоту «БРМ» не удалось – через два круга он вновь пропустил соотечественника вперед.

Вскоре выяснилось, что в погоне за Джоном Грэм сильно повредил машину – та стала совсем неуправляемой. «БРМ» кидало из стороны в сторону, а в повороты Хилл и вовсе входил в раллийном стиле. Казалось, что все шансы на победу утеряны, но на 82-м круге на болиде Сертиса загорелся мотор – первое место досталось Хиллу.

1969 год. «Уоткинс-Глен». Авария Хилла

В те времена болиды «Ф-1» не отличались большой надежностью, а трассы – безопасностью. Вот и в гонке 1969 года до финиша добрались лишь 6 из 18-ти стартовавших пилотов, а сам заезд был омрачен тяжелой аварией, в которую угодил двукратный чемпион мира Грэм Хилл.

На 88-м круге дистанции англичанин вылетел с трассы, в результате чего на его болиде заглох мотор. Хилл выбрался из машины, и, толкая ее, как делают в обычной жизни, завел. После чего вернулся в болид, но забыл пристегнуть ремни безопасности.

Колесо лопнуло на прямой, машина вылетела с трека, перевернулась, а Хилла выбросило из автомобиля

Через некоторое время выяснилось, что при вылете одно из колес было пробито, но заехать на пит-стоп для замены гонщик не успел. Колесо лопнуло на прямой, машина вылетела с трека, перевернулась, а Хилла выбросило из автомобиля. Он был доставлен в больницу с переломами обеих ног. Из-за травмы Грэм провел в больнице шесть недель, и с огромным трудом восстановился к началу следующего сезона.

Победу – первую в «Ф-1» – одержал Йохен Риндт.

1970 год. «Уоткинс-Глен». Дух Риндта

Тот сезон запомнился чередой трагических событий – погибли Брюс Макларен и Пирс Каридж, один из пилотов чуть не сгорел заживо, а в Монце «Формула-1» лишилась Йохена Риндта.

На момент гибели австриец опережал своего ближайшего преследователя на 20 баллов. Перед следующим этапом в Канаде математические шансы на чемпионство были у всех, но после финиша стало ясно, что единственным, кто может отобрать титул у Риндта, является Жаки Икс на «Феррари». Для этого пилоту конюшни из Маранелло требовалось финишировать в США не ниже третьего места.

Жаки с легкостью завоевал поул на трассе «Уоткинс-Глен», но на старте пропустил вперед Стюарта и Родригеса. И хотя к 16-му кругу бельгиец все же смог выйти на вторую позицию, было ясно, что гонка для «Феррари» сложится непросто – отставание от Стюарта увеличивалось, а тут еще начались и проблемы с топливной системой. Неполадки привели к тому, что Икс побывал в боксах и вернулся на трассу лишь во втором десятке. Он пытался справиться с острой нехваткой бензина, и даже финишировал, но в шаге от подиума.

Во главе пелотона постоянства не наблюдалось: на 76-м круге сошел Стюарт, а усиленно пожиравший топливо мотор на «БРМ» Педро Родригеса вынудил мексиканца заехать на дозаправку. Первое место внезапно перешло к молодому Эмерсону Фиттипальди из «Лотуса», и уж бразилец-то своего не упустил.

Фиттипальди стал самым молодым победителем в истории «Ф-1» на тот момент. Кто-то объяснил успех «Лотуса» на американской земле стечением обстоятельств, а кто-то произнес, что даже после смерти Риндта его дух помог команде.

1981 год. Лас-Вегас. «Цезарь-Пэлас». Подаренный титул

В 1981 году Лас-Вегас впервые принимал «Формулу-1». Гонку организовали на временной трассе – огромной парковке, наспех огороженной бетонными блоками. Естественно, состояние асфальта было далеко от идеала. Покрытие оказалось пыльным, а езда по нему требовала немалой выносливости – кто-то из гонщиков даже обращался к массажистам.

В общем, Гран-при в игорной столице США не впечатлял. За исключением одного: именно здесь решалась судьба чемпионского титула – Нельсон Пике («Брэбэм») и Карлос Рейтеманн («Уильямс») пытались выяснить, кто из них круче. В квалификации между претендентами вклинился Алан Джонс, который также выступал за «Уильямс», и его результат даже вызвал волну слухов о том, что австралиец поможет аргентинскому напарнику побороться за титул.

В то время как в гонке происходили аварии, проводились красивые обгоны и шла напряженная борьба за позиции, Карлос неспешно ехал по трассе

Однако, как известно, большой любви между пилотами конюшни Фрэнка Уильямса не было, да к тому же Карлос проиграл старт и начал все сильнее отставать от лидеров заезда. Так что даже при огромном желании Джонс ничем не мог помочь партнеру. Найти причину столь невыразительного выступления претендента на звание чемпиона никто так и не нашел: в то время как в гонке происходили аварии, проводились красивые обгоны и шла напряженная борьба за позиции, Карлос неспешно ехал по трассе, пропуская пилотов одного за другим.

Пике также не блистал – на старте он потерял несколько позиций, но вскоре смог вернуться на 3-е место. Впрочем, затем Нельсону стало совсем плохо – стояла невыносимая жара, а конфигурация трека не позволяла пилотам расслабиться. Бразилец откатился на пятое место, но этого хватило, чтобы стать чемпионом мира – Рейтеманн и вовсе не заработал ни одного зачетного балла.

В 1983 году стало обязательным наличие у болида плоского днища между осями. Естественно, данное новшество существенно повлияло на «внутреннюю аэродинамику» и гоночную форму команд. Эксперименты с антикрыльями не всегда были удачными, да и резина добавляла проблем.

Неровное и весьма пыльное асфальтовое покрытие создавало большие проблемы для пилотов и команд. Но разнообразие поставщиков шин («Мишлен», «Гудьир», «Пирелли») не могло не сказаться. Клиенты «Гудьир» поделили между собой первые семь мест на старте, так как их резина в квалификации работала гораздо лучше «Мишлен». Однако в гонке радиальные шины французской компании взяли верх.

Поначалу разборки за первое место устроили Патрик Тамбэ, Рене Арну и Кеке Росберг: пилоту «Уильямса» удалось обойти одного из гонщиков «Феррари», но опередить второго не получилось – финна развернуло. Вернувшись в гонку, Кеке ненадолго успокоился, однако затем предпринял новую попытку обогнать Тамбэ. И на этот раз все закончилось столкновением.

На первое место вышел Жак Лаффит, дождавшийся самоустранения конкурентов, но и этот француз возглавлял пелотон недолго – к нему стремительно приближались гонщики «Макларена» Джон Уотсон и Ники Лауда, начавшие заезд с 22-й и 23-й позиций. К концу 27-го круга англичанин и австриец пробились в топ-5, а на 35-м круге стало ясно, что у них, в отличие от лидеров, нет никаких проблем с шинами – у Лаффита и шедшего вторым Патрезе начались серьезные проблемы со сцеплением.

Еще через несколько кругов две красно-белые машины без особых усилий обогнали «Уильямс» и «Брэбэм», а Уотсон между делом опередил Лауду, и именно в таком порядке гонщики Рона Денниса пересекли финишную черту.

1984 год. Детройт. Строптивый круговой

Этап 1984 года начался с аварии, которая, к счастью, обошлась без жертв: Найджел Мэнселл решил «взять быка за рога» и выйти в лидеры, но вместо этого устроил завал. После устранения последствий был дан рестарт, и лидером гонки, сохранив преимущество поула, остался Нельсон Пике – бразилец умчался вперед, а его соперники растянулись по трассе.

На американской земле в 1984 году скорость болидов не играла особой роли – из-за жары асфальт плавился, и контролировать машину в таких условиях было практически невозможно. Было множество ошибок, которые подарили командам из середины пелотона шанс на успех. Жара, царившая в те дни, сказалась не только на износе резины и состоянии пилотов, но и на работу техники – из 26 машин 14 не финишировали из-за поломок.

На последних кругах заезда в центре внимания оказался Мартин Брандл на «Тиррелле». В команде не было денег на новый турбомотор, поэтому на болиде Мартина стоял так называемый «атмосферник». На трассе в Америке легкость мотора «Форд» стала плюсом – из-за веса двигателя англичанин стартовал на более мягком типе резины, что помогло ему подняться с 11-го места и подобраться к группе лидеров (впрочем, как позже выяснилось, причиной резкой прибавки в скорости «Тиррелла» в гонках было обычное жульничество).

За десять кругов до конца гонки никто не мог даже предположить, что у британца получится догнать лидировавшего Пике. Но вскоре бразилец догнал отставшего на круг Проста, и застрял за ним. Ален не собирался просто пропускать «Брэбэм», а Пике не рисковал идти на обгон. Теряя время в борьбе с французом, Нельсон все ближе подпускал к себе Брандла. За три круга до конца гонки между болидами Алена и Мартина было 16 секунд, а перед заключительным кругом гонки разрыв сократился до 4 секунд.

В тоннель, который находился перед финишной прямой, пилоты заехали, борясь между собой. Спустя несколько секунд они выехали в порядке Прост – Пике – Брандл. Бразильцу, пусть и с минимальным преимуществом, все же удалось отстоять свою позицию.

1990 год. Финикс. Никаких авторитетов

Неожиданности начались уже в квалификации. Герхард Бергер, покинувший «Феррари» ради побед с «Макларен», завоевал поул. Однако удивительным было не это, а то, что рядом с ним на первом ряду расположился Пьерлуиджи Мартини на скромной «Минарди». Третье и четвертое места Андреа де Чезариса на «Далларе» и Жана Алези на «Тиррелле» выглядели и вовсе фантастическими. Король городских трасс Айртон Сенна был лишь пятым, правда, впереди главного соперника – Алена Проста.

Бергер лидировал недолго. Уже в первом повороте Алези обошел австрийца, а через несколько кругов нового лидера догнал Сенна.

«В середине гонки я увидел в зеркалах бело-красную машину, которая все увеличивалась в размерах. Меня догонял Сенна», – рассказывал Жан. – «Я подумал о том, что могу порадовать друзей, и не собирался так просто его пропускать».

Борьба француза и бразильца ныне считается классикой жанра: на 33-м круге пилот «Макларена» вышел вперед, но Алези быстро отыгрался, и еще два круга сдерживал чемпиона мира 1988 года. И все же на 35-м круге бразилец сделал выводы и, повторив атакующий маневр, наконец-то избавился от надоедливого гонщика «Тиррелла» и устремился к первой победе в году.