Все новости

Докатились. Кто из новичков достоин «Формулы-1»

27 апреля 2013, 15:40

С последней волной в «Ф-1» занесло пятерых новых для гонок высоких достижений человек. В «Уильямсе» до основного пилота дорос Валттери Боттас, в «Заубере» приблизительно то же самое произошло с Эстебаном Гутьерресом – хотя команда была вынуждена несколько форсировать события. Произошли изменения и в составах команд-аутсайдеров – «Маруси» и «Катерхэма», – где помимо Шарля Пика теперь также выступают Гидо ван дер Гарде, Макс Чилтон и Жюль Бьянки. О талантливом французе уже говорилось, теперь очередь дошла и до остальных. Весь вопрос в том, чего стоит ждать от ребят – зажигательной карьеры или эпизодических взлетов?

Валттери Боттас («Уильямс»)

Боттаса в «Уильямсе» «вели» очень давно, и целенаправленно готовили к роли основного пилота команды. На тестах Валттери проехал более 5000 км, и по ходу прошлого сезона пятнадцать раз принимал участие в пятничных свободных заездах. Так что нельзя сказать, что финн попал в «Ф-1» без понимания того, что именно его ожидает, и в результате это благоприятно сказалось на его форме в первых четырех Гран-при в сезоне.

Конечно, итоговые места с 11-го по 14-е не кажутся особо выдающимся результатом, однако если посмотреть на форму «Уильямса» на старте чемпионата и выступления напарника по команде Пастора Мальдонадо, то в итоге впечатление от пилотажа Боттаса лишь улучшается. Финн пока не выглядит звездным гонщиком, но при этом пилотирует очень обстоятельно, разумно и качественно. И что для новичка важнее всего – практически не ошибается.

Вероятно, именно перед Валттери вырисовывается наиболее перспективное и радужное будущее в «Формуле-1» по сравнению с другими первогодками. Тем не менее, в полной мере судить о конкурентоспособности спортсмена можно будет только когда Кофлэн сотоварищи наконец сделают болид британской конюшни претендующим хоть на что-то серьезное – тогда появится возможность на равных сражаться с «Форс-Индией», «Заубером», «Торо Россо», и, чем черт не шутит, «Маклареном».

Гутьерреса, как и Боттаса, целенаправленно готовили к «Формуле-1», но с одним исключением. Неожиданный переход Серхио Переса (другого протеже компании Telmex Карлоса Слима) в «Макларен» фактически не оставил выбора руководству «Заубера», и молодой мексиканец оказался в кокпите болида. В швейцарской конюшне могут говорить о чем угодно, уверять общественность, что Эстебан готов «сделать следующий шаг» и начать играть в одной песочнице с большими дядями, но факты говорят сами за себя.

В первых четырех гонках дебютного сезона Гутьеррес наошибался на год вперед, и сейчас по этому показателю идет с опережением графика предыдущих хэдлайнеров колонки «их разыскивают стюарды ФИА» Пастора Мальдонадо и Ромена Грожана. В Австралии он расколошматил свой болид по ходу квалификации и застрял в первом сегменте. Конечно, кто-то может сказать, что условия на трассе в тот момент были чрезвычайно сложными, но ведь и остальные коллеги находились в одинаковых условиях.

В решающие моменты Гутьеррес регулярно проигрывает напарнику

В Малайзии Гутьерресу удалось немного улучшить ситуацию, но гонку мексиканец провалил, в итоге сумев финишировать только впереди представителей «Маруси» и «Катерхэма». На Гран-при Китая пилот «Заубера» допустил детскую ошибку, промахнувшись мимо точки торможения и испортив гонку не только себе, но и Адриану Сутилю. После короткого заезда пилот признался, что не рассчитал разницу в скорости машин, которая была обусловлена состоянием и типом резины. Но позвольте, почему подобных ляпов не совершают другие? Еще одна ошибка последовала в Бахрейне – столкновение с болидом «Катерхэма» на старте не привело к досрочному сходу, но все, на что в итоге оказался способен мексиканец – это 18-е место.

Понятно, что с новым болидом «Заубера» пилотам трудно демонстрировать такие же результаты, как в прошлом году, но именно в подобных условиях талант спортсмена проявляется ярче всего. Увы, Гутьерресу пока похвастать нечем – в решающие моменты квалификаций он регулярно проигрывает напарнику от 0,3 до 1 секунды на круге. Да, Нико Хюлькенберг опытнее, но насколько? – В конце концов, в швейцарском коллективе немец появился значительно позже мексиканца…

В данный момент Гутьеррес выглядит как человек, который еще не готов выступать на столь высоком уровне. Все, что ему остается – набираться опыта, хотя это чревато не слишком приятными событиями для других пилотов. Перспективы? Если бы не деньги Карлоса Слима, то парень так и оставался бы подающим надежды резервным гонщиком «Заубера».

Гидо ван дер Гарде («Катерхэм»)

Что вообще забыл Гидо в «Формуле-1» – остается загадкой. Голландец не хватал звезд с неба, и единственным его достижением – хотя стоит признать, вполне значимым – так и остается завоевание титула в Мировой серии «Рено». Однако данная победа датируется теперь уже очень далеким 2008 годом. Поезд, как говорится, ушел.

После того триумфа Гидо не раз пытался пробиться в «Формулу-1», но каждый раз попытки ничем хорошим не заканчивались. Параллельно ван дер Гарде выступал в GP2, но, что весьма показательно, за четыре сезона ни разу даже близко не приблизился к успеху. И вот, в 27 лет, голландец нашел свою счастливую звезду – в «Катерхэме» позарились на деньги миллиардера Марселя Букхорна (по совместительству, зятя Гидо), и ван дер Гарде добился исполнения своей заветной мечты.

Для дебютанта чемпионата все это, конечно, замечательно, но причем здесь болельщики и автогонки мирового уровня? «Формула-1» всегда позиционировалась, как гоночная серия, в которой выступают лучшие пилоты, и где они соревнуются друг с другом на самых быстрых гоночных болидах. Ван дер Гарде же не имеет к этим людям совершенно никакого отношения.

Ван дер Гарде держится в «Формуле-1» лишь по прихоти спонсоров и жадного до денег руководства «Катерхэма»

Лучшим на данный момент результатом Гидо является 15 место на Гран-при Малайзии, добытое лишь из-за сходов с дистанции более быстрых команд и пилотов. Непосредственно на трассе Гидо удалось опередить лишь другого новичка «Ф-1» – Макса Чилтона.

Показательно то, как голландец смотрится на фоне других товарищей по несчастью, выступающих за худшие команды «Ф-1», и в частности на фоне напарника и прошлогоднего дебютанта Шарля Пика – а именно, невыразительно. Единственной гоночной сессией, по итогам которой Гидо пока удалось опередить француза, остается квалификация к Гран-при Австралии. Примечательно, что по ходу сессии голландец, как и остальные новички – и не совсем новички – не справился с управлением болида, но в итоге все-таки сумел одержать верх в микро дуэли с напарником.

Давайте откровенно – ван дер Гарде держится в «Формуле-1» лишь по прихоти спонсоров и жадного до денег руководства «Катерхэма». Пока в голове у Сириля Абитебуля мысли только о финансовых выгодах, опасаться представителю страны ветряных мельниц и тюльпанов нечего, но как только в команде поймут, что путь с двумя неопытными гонщиками ведет в никуда и что для развития проекта нового автомобиля нужен хотя бы один толковый пилот, положение Гидо станет шатким. Собственно, возвращение Хейкки Ковалайнена в команду – это уже первый намек на скорое окончания карьеры ван дер Гарде. Когда вы в последний раз видели, чтобы по ходу чемпионата не было никаких замен?

Макс Чилтон («Маруся»)

Приблизительно аналогичная ситуация сложилась и в российской команде, которая начала сезон-2013, располагая тандемом из двух новичков в «Формуле-1». Можно лишь с ужасом представлять себе, как конюшня выступала бы сейчас, если бы в последний момент не «свернули удочки» спонсоры Луиса Разиа и «Маруся» лишилась бы Жюля Бьянки. Потому что Макс Чилтон представляет собой примерно то же, что и ван дер Гарде. Хотя нет, не представляет, потому что в отличие от голландца, на счету Макса вообще нет ни одного титула в хоть сколько-нибудь серьезной гоночной серии – два четвертых места (в британской «Формуле-3» и GP2) не в счет.

Об отце Макса, Грэме Чилтоне, ходит множество слухов, но достоверной информацией располагают лишь в самой команде – и что примечательно, делиться ею с общественностью желанием не горят. По информации некоторых зарубежных СМИ, Чилтон-старший владеет 49 процентами акций «Маруси», и в этом случае объяснить появление в «Формуле-1» человека, совершенно не готового к выступлению в ней, становится довольно легко.

Максу Чилтону катастрофически не хватает опыта, а компенсировать этот недостаток талантом у него не получается

Тем не менее, даже после всего четырех Гран-при, становится вполне очевидно – Максу катастрофически не хватает опыта. А компенсировать этот недостаток талантом – как делает уже не раз упоминавшийся Бьянки – у Чилтона не получается. Потому что нельзя компенсировать что-то тем, чего в наличии не наблюдается. Ну, спасибо хотя бы и на том, что Макс соперников с трассы не вышибает, как его некоторые «товарищи по счастью».

Впрочем, стоит отметить, что иногда – хоть и крайне редко – Макс все-таки подает признаки жизни и демонстрирует, что если ему дать время, то он способен двигаться вперед. Ведь с опытом процент ошибок автоматически уменьшается, и это правило – правда в разной степени – применимо к абсолютно любому гонщику.

***

Практически все болельщики с большим интересом каждый раз следят за тем, когда в «Формуле-1» появляется новый пилот – воочию наблюдать за становлением возможного чемпиона – это всегда интересно. Однако благодаря деятельности всеми нами любимого Берни Экклстоуна и компании CVC, чьи интересы представляет старый лис, таких людей как Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон или Себастьян Феттель в «Формуле-1» становится все меньше. Проползший в основу «Маруси» Жюль Бьянки – скорее исключение.

Команды вынуждены – и винить их в подобном подходе рука как-то не поднимается – в первую очередь смотреть на количество денег, которое способен принести с собой гонщик, а не на наличие у него какого бы то ни было таланта. Сейчас на подходе к «Ф-1» находится сразу несколько невероятно быстрых ребят, и в первую очередь речь идет о Робине Фряйнсе. Однако за будущее голландца по-настоящему боязно, так как сам пилот уже неоднократно заявлял о том, что денег у него нет, и взять их попросту неоткуда (ну не банк же грабить, в самом деле).

В результате в «Формулу-1» все чаще попадают спортсмены, которые по своим характеристикам соответствую лишь двум критериям – потому что большего от них никто не требует: первое – за ними стоят солидные спонсоры, и второе – они более или менее умеют «крутить баранку» гоночного болида. Тем не менее, категорично заявлять о том, что всем вышеперечисленным ребятам не место в «Формуле-1» (в особенности в отношении Боттаса), пока преждевременно. Они молоды, неопытны, и не прошли огонь и воду первого сезона. Будем надеяться, что парни еще смогут удивить всех в положительном смысле этого слова. Хотя, говоря откровенно, верится в подобное с трудом.