Все новости

Выжить по расписанию. Как команды боролись за подиум в Бахрейне

23 апреля 2013, 17:38

Грамотная работа стратегов «Лотуса», ошибка Уэббера, неудачи Массы и счастье Хэмилтона – в обзоре ключевых тактических эпизодов Гран-при Бахрейна.

Ромен Грожан рвется к подиуму. Фото: facebook.com/fia

Как бы ни хотелось обратного, но разбор интересных тактических моментов Гран-при Бахрейна вновь придется начать с обсуждения шинной темы, порядком надоевшей и болельщикам, и командам.

Благодаря тому, что «Пирелли» каждый год серьезно перерабатывает составы, в начале сезона конюшни сталкиваются с проблемой попадания в оптимальный температурный диапазон работы шин. В этом году резина стала мягче, ее рабочий диапазон оказался совсем узким, и в результате задние покрышки быстро перегреваются.

В отличие от этапа в Шанхае, в Сахире перед пилотами и командами не встал вопрос «выживания на трассе» – к счастью, итальянцы привезли более жесткую резину. Однако мощные торможения, нагружающие шины повороты и очень жаркий асфальт все равно привели к проблемам: поддерживать оптимальную температуру задних покрышек оказалось невероятно сложно.

В Сахире перед пилотами и командами не встал вопрос «выживания на трассе» – к счастью, итальянцы привезли более жесткую резину

Впрочем, понятие «сложно» для всех сегодня разное. Тут можно условно выделить три наиболее ярких примера обращения с резиной: «Мерседес» настолько беспощаден к ней, что гонщики команды – несмотря на все таланты и умения – неспособны удержать ситуацию под контролем, и решение проблемы наступает только в случае возникновения благоприятных условий – скажем, после падения температуры трассы; «Лотус», напротив, сравнительно бережлив к покрышкам, а «Ред Булл», пожалуй, находится где-то между первой конюшней и второй.

Если с первым случаем все понятно – то есть, понятно, что спортсмены мало влияют на степень разрушения шин, – то в двух других можно отметить, что фактор пилота сегодня кое-что еще значит.

В частности, в «Ред Булл» для лидера гонки все могло пойти совсем иначе – Феттель мог застрять в трафике в начале заезда, мог не справиться с шинами и допустить тот вариант, который в итоге произошел с Нико. И хотя следует признать, что команде откровенно повезло (а повезло ли, кстати?) попасть в идеальные настройки на гонку, сам Себастьян также немало поспособствовал тому, чтобы все сложилось так, как сложилось. К слову, своим умением работать с шинами он по-настоящему удивил команду, которая вообще-то уже должна была привыкнуть к талантам немца за четыре с лишним года совместной работы…

Битва за подиум

В «Лотусе» шинный вопрос стоит не так остро, но даже здесь техника не может все сделать за гонщика. Работа Кими Райкконена и Ромена Грожана с резиной несколько отличается, и именно поэтому протеже Эрика Булье отправили в гонку с тремя пит-стопами (против двух у финна). Кими работает с резиной аккуратнее, так что понятно, почему команда готова ходить вокруг него на цыпочках.

Любопытно, что даже для чемпиона мира 2007 года с пятницы планировали три остановки, но только при условии, что старт Райкконена состоялся бы с первых рядов. Однако когда ты начинаешь заезд в конце топ-10 и неизбежно теряешь время в трафике, следует рискнуть и выбрать альтернативную стратегию.

На первом отрезке Кими занимался тем, что потихоньку прорывался вперед. Ему нужно было не просто выбраться на чистую трассу, чтобы после пит-стопа не попасть в трафик, но и по возможности растянуть «стинт», чтобы в оставшихся частях заезда случайно не оказаться в положении, когда лишней остановки в боксах не избежать. Вот почему «Лотус» не поспешил среагировать на пит-стоп впередиидущего ди Ресты – было слишком рано.

Когда ты неизбежно теряешь время в трафике, следует рискнуть и выбрать альтернативную стратегию

К моменту, когда Райкконен побывал в боксах, стало ясно, что за Феттелем угнаться не получится, но второе место было более чем реальным. В группе гонщиков между Себом и Кими никто не создал от финна 20-секундного отрыва – именно столько им было нужно для того, чтобы после второго пит-стопа остаться впереди. Исключение составлял только неожиданно быстрый ди Реста, но в «Лотусе» видели, как решить проблему.

Для начала, Пола удачно притормозил Грожан: совсем немного, всего на пару-тройку кругов, когда темп Ромена в конце его второго отрезка стал потихоньку падать, но, конечно, не потому, что стремился помочь напарнику – просто так совпало. Однако в «Лотусе» были не прочь воспользоваться такой возможностью и подержали своего пилота на трассе до тех пор, пока ди Реста не вырвался вперед (и тут важно отметить, что затянутый пит-стоп был также в интересах швейцарского француза).

Впрочем, Кими сам по себе оказался быстрее гонщика «Форс-Индии». Было ясно, что отрыв сократится, и как только это произошло, команда сразу же зазвала Райкконена в боксы. Спортсмен удивился – ведь резина была в порядке, – но стратеги знали, что делали: подобный трюк они провернули неделю назад, в Китае, когда сыграли на опережение в борьбе с «Мерседесом». Вот и на этот раз, понимая, что шины выдержат 23 круга, в «Лотусе» поспешили пораньше провести пит-стоп. Реакция «Форс-Индии» наступила через два круга, и, конечно, после собственного пит-стопа ди Реста оказался позади…

Что касается Грожана, то казавшаяся запоздалой его вторая остановка позволила сократить третий и четвертый отрезки и надавить на соперников (этому также поспособствовал факт аккуратной работы с шинами) в конце каждого из этих «стинтов». Так Ромен расправился с Росбергом и «Макларенами», а в заключительной части гонки – с ди Рестой.

Неудачи Баттона, Уэббера и Массы

В отличие от призеров Гран-при Бахрейна, парням в середине и конце топ-10 было куда сложнее удерживать износ шин под контролем, ведь они находились в трафике и вели активную борьбу между собой.

Первую волну пит-стопов открыл Марк Уэббер, который из-за нехватки скорости на прямых застрял за Росбергом. Его шины в трафике «поплыли» очень рано, так что он отправился в боксы уже на восьмом круге. Чтобы австралиец не получил большого преимущества, соперники – Росберг и Баттон – также последовали его примеру. С этого момента всем им нужно было быть аккуратнее с резиной, чтобы суметь растянуть гоночные отрезки и не прибегнуть к четвертому пит-стопу.

Но как удержать шины под контролем в условиях трафика? Ни Баттону, ни Росбергу, ни Пересу этого сделать не удалось, и на 20-21 кругах все они посетили боксы во второй раз. Ситуация стала критической, но еще не фатальной – оставалось 36 кругов, которые вполне можно было разбить на два отрезка.

Уэббер перестарался в самом начале второго отрезка: выжал из «Пирелли» чуть больше положенного и повредил их

В этой группе увереннее всех должен был чувствовать себя Уэббер – он шел с небольшим отрывом впереди и мог приглядывать за шинами, но, к несчастью, перестарался в самом начале второго отрезка: выжал из «Пирелли» чуть больше положенного, повредил их и в результате заехал в боксы слишком рано – не на 24-26 кругах, а на 21-м.

Это привело и к ранней третьей остановке – на 37 круге. Возможно, австралиец дотянул бы до конца дистанции без проблем, не окажись рядом с ним соперников, но они оказались – острая борьба с «Макларенами» и «Мерседесами» прикончила шины «Ред Булл», так что до финиша в нормальном темпе Марку не хватило именно тех самых трех-пяти кругов, которых он не досчитался на втором отрезке.

То же справедливо и по отношению к Баттону, который бился с Пересом и совершил третий пит-стоп еще раньше – на 34 круге (кстати, Дженсон признался, что в этот раз его мексиканский друг лучше работал с задними покрышками). Из-за всех этих факторов англичанин был обречен на четвертую остановку, которая состоялась на 46 круге, после того как пилота «Макларена» обогнали все непосредственные конкуренты на трассе.

Что касается Массы, то его заезд был уничтожен двумя разрушениями покрышек «Пирелли». Однако и до начала проблем гонка Фелипе складывалась неидеально. Первый пит-стоп пилот «Феррари» совершил слишком рано – на десятом круге, – если учесть, что со старта он ехал на «харде». Да, Грожан тоже рано побывал в боксах (на восьмом круге), однако его заезд был связан с тем, что в радиатор попал кусок от чьего-то болида. Ранняя остановка Массы может говорить о том, что в Скудерии осознали – их стратегия не выигрышная, и таким образом команда пыталась скорректировать тактический план для бразильца. Как бы там ни было, до начала злоключений с шинами Масса ехал впереди Грожана и в теории смог бы повторить то, что удалось пилоту «Лотуса». Впрочем, у меня на этот счет большие сомнения.

Самым счастливым в группе позади ди Ресты оказался Льюис Хэмилтон. Он делал все что мог, сражался с болидом, но, в общем, на высокие места особенно не претендовал. Однако после второй остановки Льюис вдруг обнаружил, что его машина «поехала». Было ли это чудом Господним или просто постепенно остывающая трасса (гонка началась в 15:30 по местному времени) перестала помогать W04 уничтожать шины – неизвестно. Однако резина на «Мерседесе» англичанина действительно оказалась во вполне пригодном состоянии – достаточно хорошем, чтобы совершить ряд обгонов и финишировать пятым.