Все новости

Кенгуру и эму. Пять причин ухода Уэббера из «Формулы-1»

11 июля 2013, 14:15

Марк Уэббер покидает «королевские гонки». Еще утром 27 июня немецкие таблоиды утверждали, что подписание нового годичного контракта с «Ред Булл» – лишь вопрос времени, а всего через несколько часов австралиец объявил об уходе после двенадцати лет карьеры в «Формуле-1». За это время Марк завоевал 37 подиумов, 11 поулов, показал 16 быстрейших кругов, еще девять раз ему удавалось подниматься на высшую ступеньку подиума. И хотя уход Уэббера на протяжении многих лет казался достаточно прогнозируемым явлением, на окончательное решение гонщика повлияли многие факторы.

Статус в команде

Не секрет, что Марк еще с момента прихода перспективного Себастьяна Феттеля не обладал прочным статусом в команде. Карьера Уэббера чем-то напоминает путь Дженсона Баттона – оба всегда считались хорошими пилотами, но разглядеть их реальный потенциал было сложно, так как болиды англичанина и австралийца не всегда отличались надежностью и высокой скоростью. Проиграв первый сезон более молодому немцу, Уэббер оказался в роли догоняющего. Надо сказать, на следующий год Марк вполне справился с этой задачей, но команда, возможно, не всегда хотела это признавать, а тут еще и сам ветеран напортачил в Корее, на ровном месте разбив не только болид, но и, как оказалось позже, шансы на чемпионский титул.

Концовку чемпионата Уэббер провел в тени Феттеля, а на следующий год окрепший Себастьян не оставил австралийцу шансов. Тем не менее, упертый Марк не хотел мириться с таким положением вещей, что периодически вырывалось в мини-конфликты, казалось бы, локальные, а на самом деле ставшие составными частями большого противостояния в моторхоуме «Ред Булл».

Конфликт с напарником

История взаимоотношений Марка и Себастьяна весьма сложная и неоднозначная. Причем трения между двумя пилотами начались еще до того, как они оказались в одной команде. В первый раз гонщики повздорили на «Фудзи» в 2007-м. «Торо Россо» немца и «Ред Булл» австралийца в дождевой суматохе в какой-то момент оказались на подиумных местах, но лидировавший Хэмилтон неожиданно замедлился перед пейс-каром, а Феттель не успел затормозить и въехал в RB3 старшей команды. В итоге оба пилота сошли, а Марк весьма резко высказался по поводу маневров как Хэмилтона, так и Феттеля. Впрочем, сказано это было сгоряча, сразу после гонки, и позже Уэббер умерил огонь критики в адрес неопытного гонщика, тем более, что Себастьян принес извинения.

Второй конфликт случился только спустя три года, но после столкновения лидировавших «Ред Булл» в Турции в отношениях напарников уже ничто не осталось прежним. Уэббер и Феттель сразу обвинили друг друга в организации аварии, а руководитель команды Кристиан Хорнер пообещал успокоить обоих пилотов до следующей гонки. Надо сказать, у Хорнера получилось, и несколько Гран-при прошли в относительном спокойствии.

История взаимоотношений Марка и Себастьяна весьма сложная и неоднозначная. Причем трения между двумя пилотами начались еще до того, как они оказались в одной команде

Но не обошлось без проволочек в Сильверстоуне. На свободных заездах Феттель разбил новое переднее крыло, привезенное всего в двух экземплярах, и в «Ред Булл» приняли решение снять обновленное крыло с машины Марка ради Себастьяна. С новым передним спойлером немец выиграл квалификацию, но прокол лишил его возможности выиграть гонку. Пришедший в бешенство после субботнего инцидента Уэббер пересек финишную черту первым, а его знаменитые «Неплохо для второго пилота!» прогремели на весь автогоночный мир.

Всего через год, вновь в Великобритании, Марк завоевал поул, но очередной неудачный старт и проблемы с пит-стопами отбросили его на третье место в гонке. Под конец заезда Уэббер догнал Феттеля, который, не без труда, но все же удерживал вторую позицию. Борьба между пилотами шла до самого последнего поворота, а на финальном круге команда сообщила австралийцу о необходимости «поддерживать разрыв». Но к серьезным последствиям история не привела, и неловкую ситуацию «замяли».

Однако крупнейшее столкновение интересов двух гонщиков случилось в этом сезоне, в Куала-Лумпуре. Не будем вдаваться в подробности еще свежей истории, случившейся всего три месяца назад – достаточно сказать, насколько непоследовательно повел себя Феттель. После финиша на пресс-конференции он признал себя виновным, клялся, что подобного больше не повторится, в общем, всячески раскаивался. Искренне ли? Через неделю после гонки трехкратный чемпион мира дал пространное интервью, в котором заявил, что окажись он в подобной ситуации еще раз, поступил бы точно так же, и вообще, Уэббер не заслужил победы в этой гонке, так как плохо помогал в прошлом году напарнику на пути к третьему титулу.

Ошарашенный Марк признался, что оставшиеся круги ехал, размышляя, стоит ли вообще продолжать карьеру гонщика. И хотя Себастьян уверяет, что недавние события никак не повлияли на Уэббера, можно с уверенностью сказать: инцидент в Малайзии мог стать неким катализатором для австралийца, ускорившим принятие окончательного решения.

Новый вызов

Ключевым моментом для окончания карьеры в «Формуле-1», по мнению Марка, стала необходимость нового вызова, а это, как правило, предполагает некоторую потерю мотивации. Чемпионский кубок австралийцу так и не покорился, хотя возможность войти в когорту лучших у Уэббера была. 2010 год – время наивысшего успеха Марка в «королевских гонках»: четырежды он побеждал, десять раз понимался на подиум.

Нынешний сезон стал бы последним шансом для Марка выиграть что-нибудь более серьезное, чем победа в одном отдельно взятом Гран-при

До самого последнего Гран-при боролся за чемпионский титул, но ошибка в Корее свела на нет хрупкое преимущество по очкам относительно конкурентов. Два последующих сезона были не такими успешными: проигранный в одни ворота сезон-2011 напарнику по команде, лишь шестое место в личном зачете в 2012.

Уэббер топчется на месте, впрочем, как и остальные пилоты, так как Феттель с тех пор выиграл уже три чемпионские короны и пока ближе всех к тому, чтобы примерить четвертую. Нынешний сезон стал бы последним шансом для Марка выиграть что-нибудь более серьезное, чем победа в одном отдельно взятом Гран-при, но в Малайзии Себастьян оказался по-спортивному еще наглее австралийца. Уэббер уже был на поул-позиции, одерживал победы в гонках, обливался шампанским на подиумах, но титула лучшего из лучших – главной мечты любого пилота – добыть не удалось. Чем не потеря мотивации?

Возраст

В августе Марк отпразднует 37-летие. Возраст преклонный для пилота «Формулы-1», и все же пока австралиец находится в превосходной физической форме, если решился продолжить карьеру в гонках на выносливость, где действительно адские нагрузки.

Однако гонщик признается, что после тридцати продолжать выступать на высоком уровне точно не легче, чем в двадцать пять. Безусловно, это отнюдь не основная причина, но важный момент, который стоит учитывать любому спортсмену.

Отсутствие регулярных побед

После яркого для себя, и, по совместительству, шестидесятого сезона в истории Формулы-1 австралиец одержал лишь одну победу в 2011, немного смазанную техническими проблемами лидирующего напарника, и лишь дважды поднимался на высшую ступень пьедестала годом позже.

В новом сезоне пока без викторий, уик-энд в Малайзии еще долго будет на слуху, лишь в последней гонке Марк был близок к тому, чтобы пересечь финишную черту первым.

Уэббер как гонщик обладает достаточно специфическим свойством: есть трассы, где он буквально летит и выигрывал уже не раз (Монако, «Сильверстоун», «Интерлагос»), а на многих других автодромах его шансы одержать победу много меньше. Часто по ходу всего уик-энда пилоту не хватает скорости относительно конкурентов, а патологически неудачные старты омрачают и без того невзрачный темп.

Уэббер обладает достаточно специфическим свойством: есть трассы, где он буквально летит, но на других автодромах его шансы одержать победу много меньше

Монако, «Сильверстоун», «Нюрбургринг» – удобные трассы постепенно заканчиваются, Марку нужно прибавлять во что бы то ни стало, дабы завершить сезон, а вместе с ним и карьеру в «королевских гонках» на мажорной ноте.

Три года назад в Венгрии гонщик выиграл воскресный заезд в виртуозном стиле: оказавшись после старта на третьей позиции, он, в отличие от соперников, не заехал в боксы в момент выезда пейс-кара, захватил лидерство и принялся наращивать отрыв от Феттеля и Алонсо, лишь многими кругами позже совершив пит-стоп и сохранив первую позицию – безупречная работа с мягкими шинами. Сможет ли австралиец сотворить нечто подобное на «Хунгароринге» в этом сезоне?

Что теряет Уэббер?

Чего же лишается Марк, решившись уйти из королевы автоспорта? Несомненно, того адреналина, накала страстей, чем кишит «Формула-1». Сильнейших физических и психологических перегрузок, тех десятых и тысячных долей секунды, что отделяют успех от провала, фарт от неудачи, радость побед и горе поражений. Сколько искреннего счастья может быть заключено в 34-летнем мужчине, выигравшем первую гонку в карьере.

Но не все так плохо! Автогонщики, конечно, люди без страха и упрека, но вряд ли Уэбберу хочется еще раз пережить некоторые моменты своей карьеры, например вот этот.

Что теряют болельщики?

«Большой цирк» лишается еще одного «ветерана из начала двухтысячных». Марк не прослыл самым талантливым пилотом, но упорство, трудолюбие, железные нервы сделали свое дело – мир «Формулы-1» сожалеет об уходе сильного и бесстрашного гонщика. Да что говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Марк Уэббер – пример пилота, который, может быть, и не добрался до вершины успеха, но своими поступками заставил по-настоящему себя уважать. А на обгон в Красной воде решился бы не каждый многократный.

И пусть общественность дальше твердит что-нибудь вроде «гонщики приходят и уходят, а титулы остаются», «история помнит только чемпионов», – это неправда. Жиль Вильнев, Дэвид Култхард и Хуан-Пабло Монтойя не дадут соврать.